Как сохранить психическое здоровье во время пандемии COVID-19
Для многих людей нынешняя пандемия коронавируса (COVID-19) стала причиной тяжелого эмоционального стресса. Люди любого пола и возраста рискуют стать эмоционально сломленными из-за страха перед этим заболеванием. Преодоление стресса сделает вас и людей, за которых вы несете ответственность, а значит, и всё общество сильнее.
У эмоционального стресса во время вспышек опасных инфекционных заболеваний могут быть следующие проявления:
страх за свое здоровье и здоровье близких людей;
изменения режима сна и питания;
ухудшение способности к концентрации внимания и трудности с засыпанием;
обострение хронических заболеваний;
ухудшение течения хронических психических расстройств;
увеличение потребления алкоголя, никотина или других психоактивных средств.
На эмоциональный стресс люди реагируют по-разному
Эмоциональная реакция на вспышку опасного инфекционного заболевания зависит от вашего предшествующего опыта, ваших индивидуальных особенностей, отличающих вас от других людей и от вашего социального окружения.
Тяжелее других стресс переносят следующие группы людей:
пожилые люди и люди с хроническими заболеваниями, входящие в группу риска тяжелого течения COVID-19;
дети и подростки;
люди, оказывающие помощь пациентам с COVID-19, например, врачи, медицинские работники и лица, оказывающие первую медицинскую помощь;
люди, имеющие проблемы с психическим здоровьем, включая зависимых от психоактивных препаратов.
Позаботьтесь о себе и своих близких
Помощь своим друзьям, близким и родственниками позволяет лучше преодолевать стресс. Кроме того, такая помощь укрепляет социальные связи в вашем окружении и сделает его сильнее.
Способы преодоления стресса
Сделайте перерыв в просмотре телевизионных программ, чтении новостей и обсуждении последних событий в социальных сетях. Постоянный поток информации о пандемии может иметь опасные последствия для психики.
Борьба со стрессом
Делайте дыхательную гимнастику, глубоко дышите, делайте упражнения, улучшающие гибкость или медитируйте
Соблюдайте здоровую сбалансированную диету
Регулярно занимайтесь спортом, старайтесь высыпаться
Избегайте употребления алкоголя и не назначенных вам врачом психоактивных препаратов
Найдите время на то, чтобы развеяться и отвлечься. Займитесь тем, что доставляет вам удовольствие.
Поддерживайте связь с вашими близкими. Общайтесь с людьми, которым вы доверяете, обсуждайте с ними ваши тревоги и эмоции.
Берегите свое психическое здоровье
Сообщите своему семейному врачу (врачу общей практики), если эмоциональный стресс не дает вам в течение нескольких дней подряд заниматься вашей привычной деятельностью.
Людям с психическими расстройствами рекомендуется строго придерживаться плана лечения, продолжать прием препаратов и внимательно следить за появлением новых или ухудшением имевшихся ранее признаков психического нездоровья.
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дети и подростки часто повторяют реакцию окружающих их взрослых. Спокойная реакция на COVID-19 родителей и медицинских работников является лучшей эмоциональной поддержкой детей. Родителям легче будет успокоить окружающих их людей, в том числе и детей, если они будут хорошо подготовлены и информированы.
Изменения в поведении детей, требующие особого внимания
Не все дети и подростки одинаково реагируют на эмоциональный стресс одинаково. Типичные реакции включают в себя:
чрезмерный плач или раздражение у детей младшего возраста;
возврат к поведению, которое они переросли (например, неконтролирование туалета или ночное недержание мочи);
чрезмерное беспокойство или эмоциональная подавленность;
нездоровый режим питания или сна;
раздражительность и «передразнивание» – у подростков;
плохая успеваемость или избегание занятий в школе;
ухудшение внимания и концентрации;
избегание деятельности, которая нравилась в прошлом;
необъяснимые головные боли или боли в других участках тела;
употребление алкоголя, табака или других наркотиков.
Способы поддержки детей и подростков
Поговорите со своим ребенком или подростком о вспышке COVID-19.
Отвечайте на вопросы и делитесь фактами о COVID-19 в доступной для понимания ребенком форме.
Постарайтесь убедить вашего ребенка или подростка в том, что он в безопасности. Дайте им знать, что в такой ситуации быть расстроенным совершенно нормально. Поделитесь с ними тем, как вы справляетесь со своим собственным стрессом, чтобы они тоже могли научиться справляться.
Ограничьте поток новостной информации для вашей семьи, в том числе в социальных сетях. Дети могут неправильно истолковывать то, что слышат, и могут бояться того, чего не понимают.
Старайтесь придерживаться режима дня. Если школы закрыты, создайте расписание для учебных занятий, отдыха или развлечений.
Будьте образцом для подражания. Делайте перерывы, высыпайтесь, делайте физические упражнения и хорошо питайтесь. Общайтесь с друзьями и членами семьи.
ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ПОВЫШЕННЫМ РИСКОМ ТЯЖЕЛОГО ТЕЧЕНИЯ COVID-19
Люди высоким риском тяжелого течения COVID-19, такие, как пожилые люди и люди с сопутствующими заболеваниями, также подвержены повышенному риску стресса из-за COVID-19. Необходимо иметь ввиду следующее:
пожилые люди и инвалиды подвергаются повышенному риску возникновения проблем с психическим здоровьем, таких как депрессия;
проблемы с психическим здоровьем могут проявляться в виде соматических жалоб (таких, как головные боли или боли в животе) или когнитивных проблем (таких, как проблемы с концентрацией внимания).
Врачи могут с большей вероятностью пропустить проблемы психического здоровья среди
людей с ограниченными возможностями из-за фиксации внимания на лечении соматической патологии, по сравнению с людьми без инвалидности;
пожилых людей, потому что депрессия может быть принята за обычное проявление процесса старения.
Типичные реакции пациентов из группы риска COVID-19
Страх заражения вирусом из-за более высокого риска тяжелых осложнений.
Обеспокоенность тем, что регулярное медицинское обслуживание или коммунальные услуги могут быть нарушены из-за закрытия учреждений или сокращения услуг и прекращения работы общественного транспорта.
Чувство социальной изоляции, особенно у отдельно проживающих или находящихся в сообществе, к которому закрыт доступ посетителей из-за угрозы инфицирования.
Чувство вины перед близкими, помогающими в быту.
Факторы, дополнительно усугубляющие положение:
наличие проблем с психическим здоровьем до пандемии, например, таких. как депрессия;
Низкий уровень доходов или наличие языковых барьеров;
Предвзятое отношение или стигматизация из-за возраста, расы или этнической принадлежности, инвалидности или предполагаемой вероятности распространения COVID-19.
Поддержка близких из группы риска тяжелого течения COVID-19
Поддерживайте регулярную связь с близкими с помощью удобного для них способа коммуникации – телефона, электронной почты, текстовых сообщений, видеочата, социальных сетей.
Позаботьтесь о безопасности ваших близких:
Узнайте какие лекарственные препараты принимают ваши близкие. Обеспечьте по возможности 4-хнедельный запас лекарственных препаратов.
Следите за другими лечебными процедурами (обеспеченность кислородом, расходными материалами для диализа, ухода за ранами или по поводу недержания мочи) и продумайте запасной способ обеспечения расходными материалами.
Создайте запас продуктов питания длительного хранения (консервы, крупы и макароны) для уменьшения необходимости походов в магазин.
Если ваш близкий находится на лечении или в доме престарелых, обсудите с администрацией этого учреждения возможности общения.
ДЛЯ ЛЮДЕЙ, ВЫХОДЯЩИХ ИЗ КАРАНТИНА
Изоляция в связи с подозрением на COVID-19 может быть причиной сильного эмоционального стресса, даже если дело обошлось без заболевания. Люди по-разному переносят завершение карантина. Эмоциональные реакции могут быть следующими:
смешанные чувства, в том числе облегчение, после карантина;
страх и беспокойство о своем здоровье и здоровье своих близких;
эмоциональный стресс, вызванный необходимостью находиться под наблюдением других лиц;
грусть, гнев или разочарование, потому что у друзей или близких есть необоснованные опасения заразиться этой болезнью от контакта с вами, даже если в отношении вас доказано отсутствие риска инфицирования;
чувство вины за неспособность выполнять обычную работу или обязанности родителей во время карантина.
Оставьте телефон –
и мы Вам перезвоним
Не занимайтесь самолечением. Обратитесь к нашим специалистам, которые правильно поставят диагноз и назначат лечение.
Как сохранить психическое здоровье женщины
Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Важным следствием этого определения является то, что психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств и форм инвалидности.
Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.
Обозначим критерии психического здоровья:
1. Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
При полном отсутствии этого критерия возникают деперсонализация и дереализация, когда собственное тело или его части кажутся чуждыми, мир и себя видишь как будто со стороны.
2. Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
«Когда я очень недоволен своей женой, я терплю, молчу и звоню тренеру по боксу». Другими словами, если ваше поведение в однотипных ситуациях предсказать невозможно – что-то не так с вашим психическим здоровьем.
3. Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
Этот критерий можно обозначить как способность к самонаблюдению и самоанализу, к рефлексии. Способность оценивать то, что человек говорит и делает, и оценивать последствия этих слов и дел.
Например, «Я знаю, что я ипохондрик (человек крайне фиксированный на ощущениях собственного тела, ищущий у себя заболевания) и по любому поводу мне легче пойти к врачу, чем заниматься самоуспокоением. Я не верю в психотерапию, хотя знаю, что физически здоров. Я готов платить за консультации и анализы, а эти люди в белых халатах с внимательными глазами – моя самая действенная психотерапия. И это цена моей ипохондрии».
4. Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
Вот тут есть некоторые трудности, связанные с разностью средовых и социальных воздействий. Иногда сама среда может быть психически нездоровой: в советское время в психиатрическую клинику определяли людей с не соответствующими власти взглядами.
В целом, критерий можно объяснить так: если на ваш мягкий критический комментарий человек набросился на вас с воплем «убью, сволочь!», то адекватность его психической реакции на ваше «средовое» воздействие под большим вопросом.
5. Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
Помните производственные зарядки на предприятиях в советские годы? Здесь та же ситуация, что и с предыдущим критерием. Нормой может стать что угодно. Если нормой станет «приносить на работу домашних питомцев», то тогда тот, кто отказывается вести в соответствии с этой нормой, будет считаться психически нездоровым.
6. Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
Лобные доли мозга отвечают за умение планировать и действовать в соответствии с этими планами. Люди, не способные к планированию и реализации планов, очень внушаемы, ведомы, ими легко управлять, они не обладают собственной волей.
7. Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Хоть и последний в списке, но один из наиболее очевидных критерий психического здоровья. Умение быть адаптивным, обладание гибкостью мышления и поведения – важные функции здоровой психики человека.
Далее рассмотрим признаки психического здоровья по Ненси МакВильямс
1. Способность любить. Способность вовлекаться в отношения, открываться Другому человеку. Любить его таким, какой он есть: со всеми недостатками и достоинствами. Без идеализации и обесценивания. Это способность отдавать, а не брать.
2. Способность работать. Это касается не только профессии. Это в первую очередь о способности создавать и творить. Людям важно осознавать, что то, что они делают, имеет смысл и значение и для Других. Это способность привносить в мир что-то новое, творческий потенциал.
3. Способность играть. Здесь речь идет как о прямом смысле «игры» у детей, так и о способности взрослых людей «играть» словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие.
4. Безопасные отношения. К сожалению, нередко люди, обращающиеся в психотерапию, состоят в насильственных, угрожающих, зависимых — одним словом, нездоровых отношениях.5. Автономия. У людей, обращающихся в психотерапию, часто отмечается ее недостаток (но огромный потенциал, раз они в терапию все-таки пришли). Люди делают не то, чего на самом деле хотят. Они даже не успевают «выбрать» (прислушаться к себе), чего же им хотеть.6. Постоянство себя и объекта или концепция интегрированности. Это способность оставаться в контакте со всеми сторонами собственного Я: как хорошими, так и плохими, как приятными, так и не вызывающими бурной радости. Это также способность чувствовать конфликты и при этом не расщепляться. Это контакт между ребенком, которым я был, тем, кто я есть сейчас, и той личностью, которой я буду через 10 лет. Это способность учитывать и интегрировать все, что дано природой и то, что я в себе сумел развить. Одним из нарушений этого пункта может быть «нападение» на собственное тело, когда оно бессознательно не воспринимается, как часть себя. Оно становится чем-то отдельным, что можно заставить голодать или резать и т.п.
7. Способность восстанавливается после стресса (сила Эго). Если у человека достаточно силы Эго, то, когда он сталкивается со стрессами, он не заболевает, не использует для выхода из него только одну негибкую защиту, не срывается. Он способен самым лучшим способом адаптироваться к новой ситуации.
8. Реалистичная и надежная самооценка
9. Система ценностных ориентаций. Важно, чтобы человек понимал этические нормы, их смысл, при этом был гибок в следовании им.
10. Способность выносить накал эмоций. Выносить эмоции — значит уметь оставаться с ними, чувствовать их, при этом не действуя под их влиянием. Это также одновременная способность оставаться в контакте и с эмоциями, и с мыслями — своей рациональной частью.11. Рефлексия — способность посмотреть на себя как бы со стороны. Люди с рефлексией способны видеть, что именно является их проблемой, и соответственно, обходиться с ней таким образом, чтобы решить ее, максимально эффективно помогая себе.
12. Ментализация — обладая этой способностью люди способны понять, что Другие — это совершенно отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой. Такие люди также видят разницу между тем, что они чувствуют себя обиженными после чьих-то слов и тем, что на самом деле Другой человек не хотел их обидеть.
13. Широкая вариативность защитных механизмов и гибкость в их использовании.14. Баланс между тем, что я делаю для себя и для своего окружения. Это про возможность быть собой и заботиться о собственных интересах, учитывая при этом и интересы партнера, с которым есть отношения.
15. Чувство витальности — способность быть и чувствовать себя живым.
16. Принятие того, что мы не можем изменить. Это про способность искренне и честно грустить, испытывать скорбь в связи с тем, что невозможно изменить. Принятие своей ограниченности и оплакивание того, чего бы нам хотелось иметь, но его у нас нет.
Таким образом, психическое здоровье является неотъемлемой частью здоровья организма в целом.Под нормальным уровнем психического здоровья понимается гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту и возрастной норме конкретного человека.
Благоприятное функциональное состояние характеризуется множеством факторов. Так одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики — восприятие, внимание, память и др.
Высокая умственная работоспособность — один из основных показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.
Так как сохранить свое по истине ценное психическое здоровье?
Освещение психологических проблем, возникающих у людей на рабочем месте или же в микросоциальной среде информирование о том, как с ними справиться, способствует повышению стрессоустойчивости и улучшению психического здоровья человека. Да и в целом развернутая ориентировка в любой деятельности обеспечивает снижение тревоги, что может повышать продуктивность деятельности, снижать уровень стресса, и снижать риски возникновения психического неблагополучия.
Положительное влияние на укрепление психического здоровье оказывает созидательная деятельность (посадка растений, разведение животных, различные хобби).
Укрепление психического здоровья включает действия, которые могут включать создание окружающей среды, поддерживающей психическое здоровье.
Атмосфера, в которой обеспечены уважение и защита основных потребностей человека. Сохранение его прав, является основой психического здоровья. При отсутствии безопасности и свободы, обеспечиваемых правами, поддерживать высокий уровень психического здоровья сложно.
Как укрепить психическое здоровье
Каждому человеку следует уделять пристальное внимание сохранению собственного психического здоровья, ведь от этого зависит социальное, физическое и душевное благополучие. Только психически здоровые люди способны максимально эффективно реализовывать себя в социуме и иметь возможность успешно противостоять ежедневным многочисленным стрессам.
Основные показатели здоровой психики
Здоровье человеческой психики характеризуется большим количеством показателей. Помимо отсутствия явных признаков психических патологий, человек должен обладать устойчивостью перед многочисленными стрессовыми ситуациями, а также адекватно реагировать на разные обстоятельства. При этом существует ряд параметров и факторов, которые напрямую или косвенным путем оказывают влияние на психическое состояние людей в любом возрасте.
Систематическое социальное и экономическое давление относится к основным факторам риска, оказывая ощутимое влияние на здоровье человеческой психики. Помимо этого у всех людей имеются индивидуальные факторы, влияющие на уязвимость психики, ввиду чего следует позаботиться об укреплении психического здоровья, чтобы иметь возможность противостоять любым детерминантам.
Действенные меры для защиты здоровья человеческой психики
Учитывая то, что процесс укрепления психического здоровья и предотвращение возникновения депрессивных состояний является достаточно многогранным действом, он обязательно должен включать в себя целый комплекс факторов. Среди них важно предусмотреть создание оптимального окружения, направленного на поддержания отличного уровня здоровья психики. Здесь следует отталкиваться от политической стратегии государства, которая при необходимости должна быть дополнена такими мерами как:
— обеспечение полноценной психологической и социальной поддержки детей, которая должна быть направлена на поощрение стремления каждого ребенка к саморазвитию;
— создание благоприятных условий социально-экономического характера для защиты женщин;
— развитие большего числа психиатрических клиник современного образца;
— адаптация людей пожилого возраста;
— разработка правовой базы относительно защиты особ с наличием психических патологий;
— работа с представителями национальных меньшинств, мигрантами, пострадавшими в ходе боевых действий.
Для реализации таких важных моментов следует привлекать как систему здравоохранения, так и большинство массовых секторов экономики, социальной сферы.
Эффективное оказание поддержки и лечения
Чтобы достичь благотворного результата, отличными действенными мерами со стороны государства будут сразу несколько мероприятий. Среди наиболее значимых дел, способных снизить проблемы психического характера у населения, числятся такие моменты как:
— внедрение психосоциальной поддержки во время лечения психозов;
— практика психотерапевтического лечения депрессивных состояний;
— введение ограничений, направленных на снижение уровня употребления алкоголя.
В сфере устранения проблем психического здоровья населения следует уделить пристальное внимание профилактике неврозов, суицидов, биполярного расстройства.
Источник https://www.fdoctor.ru/health/helpful_information/kak_sokhranit_psikhicheskoe_zdorove_vo_vremya_pandemii_covid_19/
Источник https://surgut-pnd.ru/deyatelnost-uchrezhdeniya/publikatsii/aktualnaya-informatsiya/1436-psikhicheskoe-zdorove-ot-chego-zavisit-ego-blagopoluchie-i-kak-ego-sokhranit
Источник https://psihiatrov.net/blog/emotsionalnye-rasstroystva/kak-ukrepit-psihicheskoe-zdorove