Для бизнеса, например, выгодно все, что приносит прибыль. Прибыль и ее перспективы зависят от мотивов работников, составляющих коллектив.
В разных компаниях и внутри коллективов не все единомышленники, отношение к празднованию Дня святого Валентина (Патриарх Кирилл недавно выразился как о нежелательном для празднования в России) разное. Но происходит то, что аналогично предновогодним корпоративам c девизом «нравится — не нравится, мы одна команда».
Конечно, надо смотреть не только личные предпочтения менеджмента и руководителей компаний, но и традиции коллектива, и направление деятельности. Они различны.
- Для торговой сферы канун любого праздника связан с локальным повышенным спросом; это доход.
- Для компаний, специализирующихся на консультациях личностного роста, услугах знакомств, турфирм, транспортных пассажирских перевозок, для психологов любая актуализация личной сферы людей ведет к увеличению спроса.
- В органы ЗАГС «очередь» на запись регистрации отношений в символические даты.
Вот и получается, что День святого Валентина (безотносительно его традиций и истории, отношение к которым у людей субъективное и отходит на второй план) — это инструмент торговли, символ.
В 2012 году группа магистрантов (включая автора) кафедры педагогики Психолого-педагогического факультета РГПУ им. А. И. Герцена под руководством директора магистрской программы д.п.н Т. Г. Галактионовой провела исследование о том, многие ли знают и интересуются историей и традициями праздника. Оказалось, единицы — 3% от опрошенных респондентов в реперной социальной группе. Многим людям достаточно тех шаблонных и фрагментарных знаний, которыми наводнен Интернет.
Для производителей услуг преддверие любой праздничной даты — неделя напряженного труда, условной страды, «пахоты».
Для обывателей, граждан, потребителей услуг символ означает традицию внимания к противоположному полу (как будто в любой день что-то мешает оказать знаки не номинального внимания), прежде всего позволяет расслабиться и отдохнуть. А каким способом и с кем — это детали.
День святого Валентина напоминает четвертый по значимости (первый — в канун 8 Марта, затем день рождения и Новый год) массовый психоз женской части населения, несомненно, обделенной или пользующейся номинальным вниманием в другие дни года. Все ожидают внимания и подарков со скрытой мотивацией «мне должны». Разумеется, это справедливо не всегда и не для всех, но субъективно представляется типичным.
Но есть и хорошая сторона в подобного рода символах. Во времена, когда «живется трудно» и люди психически напряжены, ищут методичку для безопасной жизни и сохранения активов (в том числе детей) сегодня и завтра, любой повод хорош для приведения психики в состояние, близкое к эмоциональной гармонии. Люди в наше время устали от страха (самой сильной эмоции из базовых психических), они в стрессе, им нужна компенсация и отдушина.
Самое лучше лекарство против страха — положительное удивление. Оно дает хорошие впечатления и ожидаемые поведенческие реакции. Символ любого праздника — для большинства людей надежда на хорошее, лучшее, на удивительное. А компании, особенно торговые, только используют эту ситуацию себе на пользу, впрочем, и это ненаказуемо.
Нет возражений против празднования Дня святого Валентина с подобающим вниманием к дорогому человеку, сообразно некоторым трактовкам традиций «красного дня календаря». Перефразируя известную у наркологов сентенцию «отсутствие повода само по себе является поводом» (повод найден — символ), добавлю, что под каждым поступком человека всегда есть мотив, даже если он не обозначен открыто. В данном случае люди хотят дополнительных положительных эмоций и неожиданных удивлений от тех, кого позиционируют неравнодушными к себе. А приятная неожиданность — вдвойне приятна.