Перейти к началу статьи
В первой части статьи я рассказал несколько эпизодов своего общения с неким Евгением П., которого искренне считал, во всяком случае, какое-то время, своим другом, но на поверку он оказался личностью крайне эгоистичной, душной и сомнительной, и несколько раз подставлял меня — ну, или пытался, что называется, «на голубом глазу» сделать это.
Вы спросите, зачем я вообще общался и едва ли не дружил с человеком, который не сделал мне ничего хорошего и, напротив, доставлял (ну, или потенциально мог доставить) сплошные трудности и проблемы? Наверное, все дело в психологии.
Во-первых, я — человек среднего роста, спокойный, углубленный в себя и вечно пребывающий в сомнениях интроверт. Евгений же — детина баскетбольного роста (он на самом деле занимался каким-то спортом, пусть и не баскетболом), амбициозный, демонстративный и уверенный в себе, явный экстраверт, в любом обществе стремящийся быть центром внимания. Такие люди всегда производили на меня впечатление, даже если не отличались особым умом.
Возможно, я неосознанно следовал рекомендации падре Грасиана:
Пусть быстрый дружит с медлительным, и так же пусть поступает каждый… Сочетание противоположностей украшает мир и поддерживает его строй; оно порождает гармонию в сфере натуральной, тем более — в моральной… во взаимодействии крайностей установится разумная середина.
Бальтасар Грасиан — испанский иезуит, живший в XVII веке, автор неоднократно переиздававшейся книги «Карманный оракул», в которой содержится множество умных советов на все случаи жизни. Падре, бесспорно, был мудрым человеком, но вот этот его совет достаточно спорен — крайности не всегда умеряют друг друга, гораздо чаще одна, более сильная, подавляет другую.
Во-вторых, мой приятель был разговорчив, даже болтлив. А я, в отличие от большинства людей, которые предпочитают говорить сами, люблю тех, кто много говорит — разумеется, за исключением случаев, когда они несут полную околесицу. И, наконец, мне казалось, что он искренне расположен ко мне, и мы если не друзья, то хорошие приятели, у которых есть много общего.
Может быть, я не обманывался, и он на самом деле неплохо ко мне относился и считал своим приятелем или другом — в той степени, в какой подобного рода люди способны на дружбу. Но все дело в том, что он был плохим человеком с невероятно раздутым самомнением и полным отсутствием эмпатии.
Моя слабая черта — неумение разбираться в людях. Как человек, осознающий свой недостаток, я пытался компенсировать его чтением специальной литературы, по большей части около-психологической, но это не слишком-то помогало, поскольку теория и практика — две разные стихии. Это, заметим, отлично понимал падре Грасиан — что касается психологии, тут иезуиты во все времена были экспертами.
Не обманываться в людях. Этот род заблуждения самый опасный и самый обычный. Лучше обмануться в цене, чем в товаре, а уж тут-то особенно важно видеть насквозь. Понимать жизнь и разбираться в людях — далеко не одно и то же. Великая премудрость — постигать характеры и улавливать настроения. Людей столь же необходимо изучать, как книги.
Психологи пишут, что наиболее распространенными чертами того, кого принято считать плохим человеком, являются гипертрофированный эгоизм, самолюбование и позерство, стремление манипулировать окружающими, лживость, злобность и склонность к агрессии.
Обладал ли Евгений П. такого рода качествами? Очевидный ответ — да, причем едва ли не всеми из них, а некоторыми (например, позерством) — даже в утрированной степени. Впрочем, следует признать, что хотя он и был злым человеком, агрессия у него, как человека образованного и отчасти воспитанного, была микширована до размеров, лишь незначительно превышающих среднестатистические.
Замечал ли я все это? Наверное, да, но никаких выводов из этого до поры до времени почему-то не делал. Может быть, все дело в том, что многие из упомянутых черт не являются исключительным атрибутом плохого человека, и практически каждый из нас, за исключением, наверное, святых и философов, может обнаружить в себе что-то из этого «джентльменского» набора. Пусть в той или иной степени, практически все люди эгоистичны, большинство из нас склонны к самолюбованию, время от времени прибегают ко лжи в ситуациях, когда это выгодно или без этого не обойтись, да и склонность к манипулированию окружающими проявляется в нас еще с ребяческого возраста.
Все дело в чувстве меры и пропорциях — именно этим и отличается лекарство от яда, плохой человек от хорошего, а добро от зла. Но понять, что есть норма, а что отклонение, в жизни, как и в медицине, не всегда бывает достаточно просто.
Каковы же выводы? Как распознать плохого человека и как общаться с ним?
Если признаки дурного нрава проявляет кто-то из близких вам людей или, например, непосредственный начальник — это уже отдельная, более чем непростая история (следует приучать себя «мириться с дурным нравом окружающих, как миришься с непригожим лицом, — особливо, коль связан узами зависимости», — советовал падре Грасиан). Но в случаях, подобных моему, когда такой человек является для вас, в сущности, чужим и случайным, лучший совет — быть проще.
С плохими людьми, нужно прощаться как с плохими мыслями — подумал, и забыл.
И еще несколько мыслей о плохих людях, о том, как их распознать и как вести себя с ними.
Хотя и принято считать, что плохих людей гораздо меньше, чем хороших (уверен, что так оно и есть), большую часть трудностей и проблем в жизни доставляет именно этот контингент. Собственно, иначе эти люди не были бы теми, кто они есть (оговорюсь, что имею в виду не профессиональных преступников, а людей, действующих в рамках закона… ну, или старающихся не слишком далеко преступать за пресловутую «красную линию»). Существование таких людей следует принять как неизбежность; в старых романах этот человеческий типаж иногда называли «необходимым злом», хотя, по совести говоря, я никогда не был в состоянии понять, в чем заключается такого рода необходимость.
Когда проснёшься утром, скажи себе: люди, с которыми мне сегодня придётся иметь дело, будут назойливыми, неблагодарными, высокомерными, бесчестными, завистливыми и грубыми.
Так писал Марк Аврелий, который был не только философом-стоиком, но и римским императором и хорошо понимал человеческую природу. Раз так, общаясь с людьми, нужно всегда быть начеку и научиться понимать не только явные, но и тайные цели, желания и помыслы окружающих.
На самом деле для этого требуется не так уж и много (или все-таки много?): умение видеть, слышать и делать выводы.
Необходимо, как писал падре Грасиан:
Вовремя открывать глаза. Не у всех, кто зрит, глаза открыты, не все, кто смотрит, видят. Поздно разобраться, проку мало, одно огорченье. Иные начинают видеть, когда уже не на что смотреть.
Я видел, что делал мой приятель, слышал, что он говорил, наблюдал, как он поступал по отношению к другим людям и ко мне, и все-таки продолжал верить ему и считал своим другом. Спрашивается, почему?
Он обманывал меня, распускал сплетни, манипулировал, пускал пыль в глаза, бахвалился своими связями, которые на поверку оказывались блефом, и делал попытки навязать знакомство с более чем сомнительными личностями. И, наконец, просто обманывал.
Евгений П. был красноречив, практичен и хитер, но при этом элементарно глуп — хотя бы просто потому, что являлся упоенным собой эгоцентриком, лишенным чувства юмора, обидчивым и не терпевшим насмешек над собой (самолюбие, однако!). Это видели многие (к сожалению, не я), поэтому отношение к нему было достаточно скептическим.
Хотя он был видным парнем, с женщинами у него тоже не все складывалось гладко, поскольку они, похоже, видели его нарциссизм насквозь.
Не слушать только себя. Что толку нравиться себе, коль другим не нравишься; самодовольство обычно карается общим презрением. Собой упоен — всем противен. Говорить и слушать только себя — не получается, — писал Бальтасар Грасиан.
На самом деле не было ни малейшей необходимости изучать его досье — достаточно было просто послушать, что он говорит о жизни и о себе, и все становилось понятным. Ну, во всяком случае для житейски опытного и проницательного человека, каковым я не был. Хотя, конечно, всегда можно попытаться найти себе оправдание.
Люди часто пропускают мимо ушей публично сделанные признания в пороках и слабостях, потому что им кажется, что говорящий либо шутит, либо просто является более искренним и открытым человеком, чем другие. Хотя всем понятно, что открытое признание в продажности или вероломстве отнюдь не делает того, кто его сделал, порядочным человеком.
Приучи себя не быть невнимательным к тому, что говорит другой, и вникни сколько можешь в душу говорящего.
Это уже Марк Аврелий, мысли которого Грасиан иногда повторяет.
Люди по своей природе болтливы и порой готовы сами все рассказать о себе — и хорошее, и плохое. Не всё, конечно, следует воспринимать всерьез. Плохие люди обычно завзятые лжецы, но зерна истины, при известном опыте, можно извлечь всегда.
Тот же Евгений сам рассказал мне о себе вещи, которые ему было лучше не говорить — и про знакомого бандита, и про «плохую квартиру», и про свой бизнес (который, как я потом увидел, находился не лучшем состоянии). Зачем же он все это говорил? Скорее всего, просто потому, что не мог удержаться от того, чтобы не рассказать о себе, любимом. А поскольку «сторителлером» он не был и обладал скудной фантазией, то ему ничего не оставалось, как только рассказывать правду (с элементами приукрашивания, разумеется), тем более что из-за своего нарциссизма он был уверен в том, что все им рассказанное по определению не может не вызывать горячего одобрения слушателей.
Иной хотел развлечь красноречием, да только до смерти надоел болтовней.
Бальтасар Грасиан, «Карманный оракул»
Опыт показывает, что мы часто используем в отношениях с друзьями принцип «наш сукин сын» («Всякий друг для друга своего хорош и умен»). Разумеется, невозможно не замечать, что наш друг — плохой человек, если он проявляет по отношению к окружающему миру такие качества своего характера, как злобность, лживость, стремление манипулировать и агрессию. Это часто бывает удобно, поскольку такой человек иногда берет на себя урегулирование каких-то проблем, которые мы не хотим или не можем решать сами.
Почему-то нам кажется, что его дурной нрав направлен исключительно по отношению к внешнему миру, но не опасен для нас, его друзей и приятелей. Думать так по меньшей мере наивно, потому что идиллия в отношениях с таким человеком не может длиться вечно, особенно, если он чувствует вашу слабость и зависимость от себя.
С подлостью не договоришься, она не признает правил; оттого-то меж подлецами нет истинной дружбы, а благосклонность их низкая, не на чести основанная. От человека без чести — беги без оглядки; кто чести не чтит, не чтит и никакой добродетели.
Бальтасар Грасиан, «Карманный оракул»
И еще об одной черте плохого и хитрого человека — склонности к манипуляциям.
Евгений, судя по всему, считал, что он самый умный и хитрый из людей (свойство, присущее большинству дураков), и пытался, с разной степенью успеха, использовать всех окружающих в своих целях. Как человек злой, он сразу же понял, что я — человек мягкий, не расчетливый и доверчивый, и решил воспользоваться этим качеством. Но не потому, что желал мне зла, а скорее из-за того, что не мог, в силу своего характера, не использовать других в своих интересах. И едва не преуспел в этом, и то лишь исключительно потому, что был слишком прямолинеен и настырен.
Легко обмануть человека порядочного: кто сам не лжет, всем верит; кто не обманывает, другим доверяет. Обману поддаются не только по глупости, но и от честности, — писал Грасиан.
Иезуит делает следующее предостережение:
Скрывать больное место, иначе по нему-то и будут бить… Злой умысел высматривает брешь, куда бы проникнуть, мечет дротики, чтобы уязвимое место нащупать, всеми способами выведывает, пока по живому не резанет.
Но как быть, если умные книги не помогают, а у вас самого не хватает проницательности (как раз мой случай)? Что же, на выручку должна прийти интуиция — феномен, который Грасиан называет «верой в сердце»:
Не спорь с ним, в делах важных оно пророчит истину: это домашний оракул (судя по всему, умному падре нравилось слово «оракул», хотя оно и было по сути языческим). Многих погубило как раз то, чего они опасались, — какой же толк в опасениях, коль не старался избежать беды?
В конечном итоге, от дальнейшего общения с Евгением (рифмуем — хитрецом, но не гением) меня спасла именно интуиция.
И напоследок — еще одно изречение «карманного оракула»:
Не связываться с глупцами. Глуп, кто глупцов не узнает, и еще глупее тот, кто, распознав, от них не уйдет.