Учитель и саморазвитие: три кита педагогики и психология

Содержание

Учитель и саморазвитие: три кита педагогики и психология

Профессиональное саморазвитие педагога во многом зависит от его желания и стремления достичь определенных высот в карьере и формировании себя как личности. В течение всей жизни человек может не раз сменить поле деятельности. Не каждый осознанно подходит к выбору профессии сразу после окончания школы. Однако от уровня профессионализма зависит размер дохода, а это требует развития определенных качеств и навыков.

В первую очередь у специалиста должна быть способность к самообразованию. Больше всего это касается учителей. К. Д. Ушинский утверждал, что педагог живет до тех пор, пока учится. Так что же это такое — профессионально-педагогическое саморазвитие и как достичь гармонии в этом направлении?

профессиональное саморазвитие педагога

Профессиональное саморазвитие педагога как оно есть

Профессиональное саморазвитие педагога – это осознанный процесс, нацеленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития.

В определенном смысле, в руках учителей — будущее страны, так как они воспитывают новое поколение. Какими будут наши дети, когда вступят во взрослую жизнь, во многом зависит от них. Именно поэтому на современном этапе развития общества стоит вопрос о подготовке «эффективных» педагогов, которые в условиях массового образования способны обеспечить высокий уровень обучения, позаботиться о здоровье и досуге своих учеников.

Профессиональное саморазвитие педагога предполагает использование специально разработанных методик, применение которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. К числу стандартных методов можно отнести: курсы переподготовки и повышения квалификации, предметные комиссии и методические объединения, школы передового опыта, семинары для молодых педагогов, творческие сообщества, педагогические чтения и прочее.

Однако для того, чтобы стать настоящим «профи» в своей области, одних семинаров и курсов недостаточно. Независимо от того, какой предмет преподает учитель (математику, естествоведение, русский язык, или любой дугой), повысить эффективность своей работы невозможно без систематических самостоятельных занятий.

С точки зрения психологии преподавательской деятельности человек не может гармонично развиваться без успешного овладения своей профессией. Педагог работает с людьми и его собственная личность – главный рабочий инструмент. Поэтому, чтобы стать профессионалом, учителю нужно стремиться к личностному росту.

Условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые способы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие педагога – это движущая сила на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.

профессиональное саморазвитие педагога

Развитие потенциала – залог профессионализма

Как правильно учителю организовать профессиональное саморазвитие? С чего начать? Рассмотрим основные аспекты психологии преподавательской деятельности, которые помогут продвинуться вперед в работе и жизни в целом.
Развитие личности начинается с самоанализа и трезвого восприятия своих качеств. Критическое отношение к собственным успехам и изучение неудач стимулируют к постоянному личностному росту и совершенствованию профессиональных навыков.

Человек оценивает свои поступки, сравнивает результаты с достижениями других людей, делает соответствующие выводы и корректировки, чтобы не наступить на одни и те же грабли дважды. Так, признанный гений Альберт Эйнштейн не считал себя одаренным. Он был убежден, что его научные достижения — результат трудолюбия и огромной работоспособности.
Профессиональное саморазвитие педагога не будет эффективным, если педагог не сформулирует личностно значимые цели (как долгосрочные, так и краткосрочные). Именно от широты стремлений зависит дальнейшая перспектива личности. Он может стремиться «жить не по лжи», стать учителем с большой буквы, принести пользу людям и так далее.

Реализация задуманного требует времени, однако пока человек имеет цель, у него есть стимул к развитию. Краткосрочными задачами педагога могут быть: организация учебной деятельности, развитие усидчивости, организаторских способностей и др.

Чем больше индивид знает о типологических особенностях своей нервной системы и чертах характера, тем легче ему работать над собой. Самопознание и самооценка позволяют составить педагогу собственный психологический портрет, сделать анализ достоинств и недостатков, осознать перспективы и создать мотивацию.

профессиональное саморазвитие педагога

Составление программы профессионального саморазвития для педагога

После того, как преподаватель определился с целями и превратил свои желания в намерения, ему необходимо приступить к действиям по изменению личности. Для этого следует наметить программу самовоспитания в рамках педагогической деятельности.

Программа профессионального саморазвития педагога – это план действий, направленных на достижение поставленных задач с учетом требований педагогики. Другими словами — это процесс материализации собственного прогноза о возможном личностном росте.

При реализации программы профессионального саморазвития, педагог осознанно занимается самовнушением, самоубеждением, аутотренингом. Он создает притягательные цели, рисует в своем воображении перспективы роста и будущих достижений. Дополнительно человек использует словесные аффирмации.

Для корректировки программы профессионального саморазвития педагога нужна «прокачка» самоконтроля. Самодисциплина – очень важный этап совершенствования мастерства. Учитель начинает осознанно подходить к решению вопросов, реально оценивает собственные действия и результаты работы.

В процессе тренировки самоконтроля специалист ориентируется на эталон, идеал – конкретную личность или собирательный образ. Качество такого образа напрямую зависит от того, насколько личность осведомлена в данной сфере. Поэтому очень важно пополнять свой багаж педагогических знаний.

В результате проведения работы по самовоспитанию и самосовершенствованию, человек начинает замечать позитивные изменения в характере и успешное продвижение в профессиональной деятельности. Педагог осознает свои успехи и это дает ему еще больший стимул к дальнейшему развитию. При этом, чем больше результаты, тем сильнее желание идти вперед.

профессиональное саморазвитие педагога

Современность и саморазвитие профессиональных качеств

Подготовка учителя к уроку длится всю его жизнь. В этом вся суть его профессии. Нельзя отдавать не имея. А отдача от педагога требуется большая. Поток информации в условиях быстрого технологического прогресса с каждым годом бурно растет, а программа обучения усложняется. Вследствие этого, полученные знания морально изнашиваются.

Сегодня кругозор учащихся растет в ускоренном темпе. Все чаще ученики задают преподавателям каверзные вопросы. В мире электронных технологий учитель выступает в роли связующего элемента между мощнейшим информационным потоком и студентами (школьниками). Поэтому ему важно идти в ногу со временем, быть просвещенным в этих вопросах, разговаривать с учащимися на одном языке.

В условиях современности, для саморазвития профессиональных качеств преподавателя очень значимым является культурное и интеллектуальное самообразование в сочетании с физическими, эстетическими и нравственными аспектами. Эти сферы тесно взаимосвязаны. Педагогу следует читать разнообразную научную, художественную литературу, книги об искусстве, работать со справочниками.

В понятие «самообразование» каждый вкладывает свой смысл. Кто-то глубоко изучает конкретную область, другие стремятся получить разносторонние знания. С практической точки зрения, профессиональное саморазвитие педагога будет более эффективным, если сочетать широту кругозора с интересом к определенной сфере занятости.

Каждый ученик желает видеть перед собой эрудированного организованного наставника. Поэтому преподавателю необходимо тренировать речь, мышление и память. Для этого следует систематически нагружать себя новой информацией, закрепляя практикой теоретические знания; учиться видеть в простом прекрасное, новое, интересное и необходимое.
Каким еще отличительным качеством обладает учитель-профессионал? Он имеет глубокие познания своего и смежных предметов на современном научном уровне. Ученики могут простить преподавателю многое – сухость, придирчивость, чрезмерную строгость, но они никогда не простят незнания своего дела.

профессиональное саморазвитие педагога

Роль психологии в преподавательской деятельности

Любой учитель прежде всего должен быть психологом. Он имеет дело с группами людей, в которых каждый человек – индивидуальная личность, требующая особого подхода. Справиться с этим невозможно без знаний психологии. Поэтому профессиональное саморазвитие педагога включает обязательное условие: изучение новейших психологических достижений, связанных с обучением и воспитанием.

Психологию личности, ее структуру и факторы формирования; возрастные особенности учеников; способы выявления задатков и способностей; общие человеческие потребности и мотивы; основы общения; тонкости межличностных отношений и прочее.

Большую роль в воспитании играет саморегуляция. В процессе обучения возникают разные ситуации, в том числе и экстренные. Специалисту нужно уметь управлять собственным психическим состояниям, чтобы действовать оптимально и осознанно при любых обстоятельствах.

Читать статью  Накрутка опросов ВКонтакте: стоит ли прибегать к этому способу?

Истинный «асс» педагогики владеет искусством постановки и решения поставленных задач. Он панорамно воспринимает действительность, способен быстро сориентироваться в трудных ситуациях.

Все люди проходят этапы зрелости: ранней, средней и поздней. Педагогу важно работать над собой, чтобы стать зрелой личностью и мудрым наставником. Ему следует уделять особое внимание формированию духовно-нравственных качеств воспитанников, научить их жить в гармонии с собой и другими людьми.

профессиональное саморазвитие педагога

Учитель как творец

Профессиональное саморазвитие педагога включает творческое становление. Утверждение о том, что педагогика имеет творческую природу, стало общепринятым. Творчеством называют деятельность, порождающую что-то новое при использовании личного опыта и формировании уникальных комбинаций умения и знаний. Творческий преподаватель делает открытия, способен умудрить и ободрить.

Предмет педагогического творчества – это человек, а он всегда уникален и неповторим. Но такое творение требует руки талантливого Мастера. Поэтому педагог – это не только профессия, но прежде всего — призвание. Призванные преподаватели — высококультурны, любят экспериментировать и проводить исследования. Они разрабатывают авторские программы, владеют индивидуальным стилем работы.

По словам ученых, творческий учитель – это исследователь, обладающий соответствующим образом мышления, высоким уровнем мастерства и потребностью в профессиональном воспитании. У него развито интуитивное восприятие и критический анализ.

В творчестве педагогов появилось существенно новое направление — креативное обучение и воспитание. Происходит смена ценностных ориентаций, интуитивное освоение новых знаний и их творческое использование.

Человек, не прошедший специальную подготовку и не имеющий знаний в профессиональной сфере, не способен успешно творить. Чтобы вести работу изобретательно, нужно быть компетентным и иметь соответствующий опыт. Только тогда возможно находить оригинальные способы решения разных задач, используя воображение и полет мысли.

профессиональное саморазвитие педагога

Подводим итоги: педагогические параллели

Напрашивается вывод, что творческий подход к делу является одним из качеств учителя-профессионала. Однако творчество – это не только преобразование опыта, но и стремление к развитию, поиски новизны, приводящие к новаторству. Таким образом, профессиональное саморазвитие педагога можно рассматривать как процесс «творения» собственной личности.
Многие передовые педагоги составляют личный творческий план, включающий список мероприятий по основным направлениям самообразования. Этот документ является сугубо индивидуальным. Такие педагоги придерживаются собственной методичной системы, которую они постоянно совершенствуют. Это высочайший уровень педагогического искусства.

Все вышеперечисленные формы профессионального саморазвития учителя служат основой его роста как специалиста. Если приступить к делу с желанием и приложить должные усилия, результаты не заставят себя долго ждать. Планомерная, систематическая и целенаправленная работа позволит значительно повысить свой профессионализм.

Профессиональное развитие педагога: учитель учится всю жизнь

Проблема. Современное общество требует от педагога учитывать изменяющиеся реалии и адаптироваться под них. Изменились подход к обучению, объем знаний, который получают учащиеся, условия. Поэтому профессиональное развитие педагога – необходимая часть его деятельности.

Решение. Сегодня любой учитель может найти удобную форму своего роста, технологии это позволяют. Но главное – осознать, с какой целью необходимо двигаться вперед и совершенствовать свои навыки, что это даст педагогу как специалисту и какие задачи позволит решить.

Необходимость в профессиональном развитии педагога

Мир устроен таким образом, что в нем постоянно что-то меняется. Причем сегодня изменения, как правило, происходят очень стремительно. Статистика показывает, что каждый десяток лет суммарный объем информации увеличивается вдвое. В связи с этим знания, которыми мы овладели ранее, устаревают либо требуют некоторых корректировок.

Таким образом, возникает необходимость постоянно обучаться чему-то новому, развиваться в профессиональном контексте, а также работать над навыком собственного обучения. Если игнорировать важность этих мероприятий, стать востребованным специалистом вряд ли получится. По ФГОС основными в обучении являются не предметные, а личностные и метапредметные универсальные действия.

Необходимость в профессиональном развитии педагога

Образовательным учреждениям, в том числе и школам, тоже нужны перемены. Без них невозможна модернизация и инновационное развитие учебных процессов. Кстати, многие эксперты убеждены, что это единственный способ, который позволит нашей стране обладать конкурентоспособностью в современном мире. Очевидно, что центральную роль здесь играют педагоги, готовые к постоянному развитию, понимающие, как устроена психология учеников.

Требования к профессиональной деятельности учителей, которые терпят регулярные изменения, во многом противоречат новым социальным условиям. Жизнь общества никогда не останавливается в развитии, она меняется и, конечно, влияет на сферу образования.

Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.

Стать репетитором намного проще, чем вам кажется. Главное — правильно организовать учебный процесс. Инструкция поможет вам избежать 90% ошибок, с которыми сталкиваются педагоги, совершая свои первые шаги в сфере образования.

Как стать репетитором

Получить инструкцию бесплатно

Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.

Кроме того, целевые установки в социуме тоже становятся иными, на основании чего педагоги должны понимать, какую роль они играют в этом процессе. Важно, чтобы учителя стремились развивать в себе качества, необходимые обществу. Полноценное развитие учеников возможно лишь при высоком уровне профессионализма у их педагогов.

Если говорить о требованиях, предъявляемых к профессиональному развитию педагогов, первым делом необходимо отметить, какие качества должны быть присущи специалисту. Самое главное – это, конечно, профессионализм, который эксперты описывают через профессиональную компетентность.

Профессиональная компетентность педагога – это комплекс, включающий в себя не только умения и навыки, развитие этого качества играет важнейшую роль. Специалист должен уметь применять их на практике, а именно в профессиональной деятельности, общении и самосовершенствовании.

То есть профессиональная компетентность – это гармоничное сочетание навыков, связанных с деятельностью педагога и его коммуникативных способностей. К последним относятся культура общения и умение вести себя в социуме.

Приведем составляющие профессиональной компетентности педагога:

  1. Объективно необходимые знания в сфере психологии и педагогики.
  2. Объективно необходимые навыки в сфере педагогики.
  3. Позиции и установки педагога, в том числе и психологические.
  4. Личностные качества, которые дают возможность педагогу развиваться и получать новые знания.

То, что знает и умеет учитель, — это объективные показатели, характеризующие его работу. Психологические установки и личностные качества здесь следует рассматривать уже как субъективные характеристики педагога.

Необходимость в профессиональном развитии педагога

Выше мы уже сказали, что современный мир постоянно меняется, поэтому и в отношении образовательных процессов появляются иные приоритеты. Новая школа указывает на необходимость в новом руководстве. Во главе должен стоять менеджер, который знает, как осуществлять управление таким образовательным учреждением. А в подчинении у него должны быть новые учителя, обладающие достаточной компетентностью, высоким уровнем образования.

Кроме того, новый педагог должен иметь высокий социальный статус и уметь организовать учебно-воспитательный процесс.

Так как образовательный процесс постоянно развивается, стоит уделить внимание его основным направлениям и этапам:

  • Подготовка новых педагогов. Здесь идет речь что специалист должен представлять собой учителя нового поколения. Кроме того, в ходе образовательного процесса формируется модернизированная культура педагогической деятельности.
  • Обучение учителей применению современных IT- технологий в образовательном процессе. Также крайне важно научить педагогов эффективно управлять образованием.

Однажды К. Д. Ушинский рассказал, как он видит роль учителя в обществе: «Учитель – самый важный элемент в педагогическом процессе, влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Несмотря на то, что с тех пор прошло уже достаточно времени, его высказывание имеет свою актуальность и сегодня. С его словами трудно не согласиться.

С учетом всех нововведений, связанных с системой образования, всем педагогам необходимо уделить должное внимание вопросу повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Современная школа требует, чтобы в ней работали не просто педагоги, а универсальные учителя, которые смогут научить детей сразу нескольким смежным предметам. Поэтому любое обучение, на которое запишется специалист, должно быть актуальным и своевременным.

Как стать учителем: основные способы и проблемы

Именно таким образом и создаются условия для профессионального развития педагога. Константин Симонов однажды сказал: «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что считает своё образование незаконченным». Эта цитата как нельзя лучше отображает суть педагогики и ее роль в современном мире.

Цели и задачи профессионального развития педагогов

Если педагог хочет быть настоящим профессионалом, ему следует быть настолько адаптивным, насколько это возможно. Современный специалист должен знать о своей профессии все, быть экспертом, а также следует иметь способность адаптироваться под различные нововведения и потребности учеников.

Цели и задачи профессионального развития педагогов

Развитие профессиональных качеств педагога – это процесс, который никогда не прекращается. Он включает в себя несколько элементов, которые взаимодополняют друг друга. К ним относятся такие составляющие как педагогические и профессиональные навыки и теория.

Читать статью  Психологические приемы: Ключевые стратегии для успешной учебы

Педагогические навыки

Под этим термином понимается комплекс теоретической информации и применение ее на практике. Для использования полученной теории, которая представлена философской, социологической и психологической областями, необходимо практиковаться в самых разных техниках, методах и стратегиях. Кстати, именно вышеперечисленные сферы являются балластом практики преподавания в учебной группе. В итоге педагог научится правильному планированию и организации профессиональной деятельности.

Профессиональные навыки

К навыкам принято относить различные методы и стратегии, которые дают возможность обеспечить профессиональное развитие современного педагога. Их составляющими является умение общаться, консультировать, работать на ПК, искать необходимые данные, управлять, и, самое главное, обучать.

Здесь обязательно следует отметить, что личностное развитие педагога играет огромную роль при формировании профессионализма.

Личное развитие (саморазвитие)

Если мы говорим о педагоге, который уделяет должное внимание саморазвитию, мы представляем специалиста, имеющего сильные стороны. Наличие таких характеристик дает возможность дать определение и понять суть своей педагогической практики и, конечно, самих себя. Таким образом, когда мы развиваем навыки, необходимые нам для жизни, мы растем еще в профессиональном смысле.

Жизненные навыки, помогающие учителю развиваться профессионально, — это организованность, умение принимать решения и видеть суть проблем, забота о своих учениках и способность вовлечь их в учебный процесс.

Педагогический эксперимент: для чего нужен, как проводится

Профессиональное развитие

Эту составляющую развития еще именуют профессиональным обучением педагогов, которые уже работают в школах и других образовательных учреждениях. Здесь происходит получение некоторой базы знаний и умений, которые нужны педагогу, чтобы выполнять свои служебные обязанности наиболее эффективно.

Важно: обучение и развитие – это не совсем одно и то же. Обучение – это не просто познание теории, это еще и введение полученной информации в свою деятельность с целью увеличения эффективности рабочего процесса.

Развитие – понятие более обширное. Педагог, который стремится к нему, понимает, в чем заключается смысл пройденного обучения, и знает, как применять полученные знания. Так как деятельность учителя – работа не из легких, в контексте развития следует понимать еще и то, что учитель должен обладать гибкостью, уметь подходить к работе творчески, быть готовым к различным неожиданностям и понимать и удовлетворять потребности своих учеников.

Цели и задачи профессионального развития педагогов

Итак, цель профессионального развития педагога заключается в помощи специалистам в приспособлении своей деятельности к переменам в социальной среде, потребностям учеников, а также в формировании навыка обосновать любое свое решения с профессиональной точки зрения.

Таким образом, в ходе эффективного профессионального развития педагога должно рождаться желание пробовать что-то новое, проводить эксперименты, использовать новейшие инструменты в преподавании. Отметим, что составляющими частями его являются сессии рефлексивного обсуждения, основой для которых является опыт педагога, коллективное обучение, ведение рефлексивных журналов и дневников и другое.

Возможности для профессионального развития педагогов

Сегодня созданы все условия для профессионального развития педагога. Стоит отметить, что большое количество средних профессиональных и высших учебных заведений по всей стране дают возможность специалистам повысить уровень своей квалификации. Это возможно даже без отрыва от основной деятельности.

К примеру, в сети Интернет представлено огромное число различных курсов, которые можно пройти, не выходя из дома. У педагогов есть возможность принять участие в вебинарах, найти полезную дополнительную информацию по своей специальности.

Возможности для профессионального развития педагогов

Организация профессионального развития педагога включает в себя не только обязательные программы, на изучение которых специалистов отправляет руководитель, что является формальным обучением. Прекрасно, если учитель и сам проявляет инициативу. То есть, осознавая личные потребности, он развивается в профессиональной области неформально.

В последнем случае перед педагогом открывается много возможностей. Чаще всего на образовательных сервисах имеется личный кабинет учителя, здесь он может хранить полученную в ходе обучения информацию, а также выкладывать разработки уроков и лекций, автором которых является он сам, статьи, методические материалы и прочее.

Основные категории педагогики: виды и особенности

Профессиональное развитие педагога имеет следующие формы:

  1. Получение среднего специального или высшего образования.
  2. Повышение квалификации, носящее регулярный характер.
    • обучение может происходить очно, заочно или очно-заочно;
    • есть возможность повышения квалификации дистанционно, в онлайн формате.
  3. Самообразование в группах:
    • посредством методических объединений или творческих групп. Это могут быть различные мастер-классы, присутствие на уроках других педагогов и участие в разных мероприятиях;
    • посредством посещения педагогического совета, собраний и семинаров.
  4. Индивидуальное самообразование включает в себя изучение:
    • различных печатных источников;
    • статей в сети;
    • посещение выставок, музеев и библиотек;
    • анализ собственной профессиональной деятельности;
    • создание педагогического портфолио.

Никакая профессиональная деятельность не может иметь смысла, если специалист не добился каких-либо успехов. Даже если развитие педагога носит личностный характер, у него все равно должен быть список индивидуальных достижений. Важно, что результатов необходимо добиться за определенный временной промежуток.

pdf

Как пройти проверку в 2023 году

doc

Родительское собрание без конфликтов

pdf

Новый формат открытого урока

Чтобы получить доступ к чек-листам
нажмите на кнопку ниже.

Приведем примеры таких итогов самообразования:

  • Повышение качества проведения уроков.
  • Наличие различных методических материалов, статей, учебных программ, научных исследований в портфолио учителя.
  • Определение новых форм и способов обучения.
  • Написание докладов, публичные выступления с ними.
  • Создание дополнительных материалов к учебным пособиям, разработка тестов для учеников.
  • Разработка методических рекомендаций по использованию IT-технологий.
  • Разработка собственных технологий и проведение открытых уроков с их использованием.
  • Формирование комплектов, состоящих из методических разработок собственного авторства.
  • Проявление инициативы в проведении таких мероприятий, как тренинги, семинары, мастер-классы.
  • Подведение итогов, формирование выводов по выделенной теме или проблеме.

Подведем итог. Профессиональное развитие учителя – это трудный безостановочный процесс. Он включает в себя такие аспекты как личностное, профессиональное и социальное развитие. Объяснить это можно тем, что на все то, что оказывает влияние на мозг человека, воздействует еще и на его психологию. То есть приобретение новых знаний и навыков находит свое отражение и в формировании эмоционального состояния специалиста.

Возможности для профессионального развития педагогов

Появление мотивации способствует возникновению положительных эмоций, вследствие чего педагог еще сильнее вовлекается в учебную деятельность. Высокое качество полученных знаний и осознание важности своей профессии играют важнейшую роль в познании. Также стоит отметить большое значение социального характера профессионального развития, так как обучающие мероприятия не могут существовать без социального взаимодействия и общения с другими в принципе.

Учебная нагрузка учителя: как рассчитать и что учитывать

Удивительно еще и то, что все элементы профессионального развития педагога имеют тесную взаимосвязь. К примеру, если преподавателю тяжело совладать со своими эмоциями, у него вряд ли получится управлять целой учебной группой. Таким образом, каждый из приведенных в этой статье видов развития – это желательный результат любого намерения и программ повышения уровня квалификации учителя.

Так как современный преподаватель никогда не останавливается в своем развитии, невозможно сказать, что специалист достиг максимального уровня профессионализма. Всегда в образовательном процессе будут появляться нововведения, требующие дополнительного обучения кадров.

Итак, целью профессионального развития педагога является максимально возможное личностное развитие. Без него невозможно обеспечить должный уровень качества образовательного и воспитательного процессов. Кроме того, именно пример личностного роста является главным инструментов в педагогической деятельности.

Что влияет на саморазвитие учителя

Профессиональное саморазвитие педагога во многом зависит от его желания и стремления достичь определенных высот в карьере и формировании себя как личности. В течение всей жизни человек может не раз сменить поле деятельности. Не каждый осознанно подходит к выбору профессии сразу после окончания школы. Однако от уровня профессионализма зависит размер дохода, а это требует развития определенных качеств и навыков.

В первую очередь у специалиста должна быть способность к самообразованию. Больше всего это касается учителей. К. Д. Ушинский утверждал, что педагог живет до тех пор, пока учится. Так что же это такое — профессионально-педагогическое саморазвитие и как достичь гармонии в этом направлении?

Профессиональное саморазвитие педагога как оно есть

Профессиональное саморазвитие педагога – это осознанный процесс, нацеленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития.

В определенном смысле, в руках учителей — будущее страны, так как они воспитывают новое поколение. Какими будут наши дети, когда вступят во взрослую жизнь, во многом зависит от них. Именно поэтому на современном этапе развития общества стоит вопрос о подготовке «эффективных» педагогов, которые в условиях массового образования способны обеспечить высокий уровень обучения, позаботиться о здоровье и досуге своих учеников.

Профессиональное саморазвитие педагога предполагает использование специально разработанных методик, применение которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. К числу стандартных методов можно отнести: курсы переподготовки и повышения квалификации, предметные комиссии и методические объединения, школы передового опыта, семинары для молодых педагогов, творческие сообщества, педагогические чтения и прочее.

Читать статью  Зачем кричать на елку?

Однако для того, чтобы стать настоящим «профи» в своей области, одних семинаров и курсов недостаточно. Независимо от того, какой предмет преподает учитель (математику, естествоведение, русский язык, или любой дугой), повысить эффективность своей работы невозможно без систематических самостоятельных занятий.

С точки зрения психологии преподавательской деятельности человек не может гармонично развиваться без успешного овладения своей профессией. Педагог работает с людьми и его собственная личность – главный рабочий инструмент. Поэтому, чтобы стать профессионалом, учителю нужно стремиться к личностному росту.

Условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые способы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие педагога – это движущая сила на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.

Развитие потенциала – залог профессионализма

Как правильно учителю организовать профессиональное саморазвитие? С чего начать? Рассмотрим основные аспекты психологии преподавательской деятельности, которые помогут продвинуться вперед в работе и жизни в целом.
Развитие личности начинается с самоанализа и трезвого восприятия своих качеств. Критическое отношение к собственным успехам и изучение неудач стимулируют к постоянному личностному росту и совершенствованию профессиональных навыков.

Человек оценивает свои поступки, сравнивает результаты с достижениями других людей, делает соответствующие выводы и корректировки, чтобы не наступить на одни и те же грабли дважды. Так, признанный гений Альберт Эйнштейн не считал себя одаренным. Он был убежден, что его научные достижения — результат трудолюбия и огромной работоспособности.
Профессиональное саморазвитие педагога не будет эффективным, еслипедагог не сформулирует личностно значимые цели (как долгосрочные, так и краткосрочные). Именно от широты стремлений зависит дальнейшая перспектива личности. Он может стремиться «жить не по лжи», стать учителем с большой буквы, принести пользу людям и так далее.

Реализация задуманного требует времени, однако пока человек имеет цель, у него есть стимул к развитию. Краткосрочными задачами педагога могут быть: организация учебной деятельности, развитие усидчивости, организаторских способностей и др.

Чем больше индивид знает о типологических особенностях своей нервной системы и чертах характера, тем легче ему работать над собой. Самопознание и самооценка позволяют составить педагогу собственный психологический портрет, сделать анализ достоинств и недостатков, осознать перспективы и создать мотивацию.

Составление программы профессионального саморазвития для педагога

После того, как преподаватель определился с целями и превратил свои желания в намерения, ему необходимо приступить к действиям по изменению личности. Для этого следует наметить программу самовоспитания в рамках педагогической деятельности.

Программа профессионального саморазвития педагога – это план действий, направленных на достижение поставленных задач с учетом требований педагогики. Другими словами — это процесс материализации собственного прогноза о возможном личностном росте.

При реализации программы профессионального саморазвития, педагог осознанно занимается самовнушением, самоубеждением, аутотренингом. Он создает притягательные цели, рисует в своем воображении перспективы роста и будущих достижений. Дополнительно человек использует словесные аффирмации.

Для корректировки программы профессионального саморазвития педагога нужна «прокачка» самоконтроля. Самодисциплина – очень важный этап совершенствования мастерства. Учитель начинает осознанно подходить к решению вопросов, реально оценивает собственные действия и результаты работы.

В процессе тренировки самоконтроля специалист ориентируется на эталон, идеал – конкретную личность или собирательный образ. Качество такого образа напрямую зависит от того, насколько личность осведомлена в данной сфере. Поэтому очень важно пополнять свой багаж педагогических знаний.

В результате проведения работы по самовоспитанию и самосовершенствованию, человек начинает замечать позитивные изменения в характере и успешное продвижение в профессиональной деятельности. Педагог осознает свои успехи и это дает ему еще больший стимул к дальнейшему развитию. При этом, чем больше результаты, тем сильнее желание идти вперед.

Современность и саморазвитие профессиональных качеств

Подготовка учителя к уроку длится всю его жизнь. В этом вся суть его профессии. Нельзя отдавать не имея. А отдача от педагога требуется большая. Поток информации в условиях быстрого технологического прогресса с каждым годом бурно растет, а программа обучения усложняется. Вследствие этого, полученные знания морально изнашиваются.

Сегодня кругозор учащихся растет в ускоренном темпе. Все чаще ученики задают преподавателям каверзные вопросы. В мире электронных технологий учитель выступает в роли связующего элемента между мощнейшим информационным потоком и студентами (школьниками). Поэтому ему важно идти в ногу со временем, быть просвещенным в этих вопросах, разговаривать с учащимися на одном языке.

В условиях современности, для саморазвития профессиональных качеств преподавателя очень значимым является культурное и интеллектуальное самообразование в сочетании с физическими, эстетическими и нравственными аспектами. Эти сферы тесно взаимосвязаны. Педагогу следует читать разнообразную научную, художественную литературу, книги об искусстве, работать со справочниками.

В понятие «самообразование» каждый вкладывает свой смысл. Кто-то глубоко изучает конкретную область, другие стремятся получить разносторонние знания. С практической точки зрения, профессиональное саморазвитие педагога будет более эффективным, если сочетать широту кругозора с интересом к определенной сфере занятости.

Каждый ученик желает видеть перед собой эрудированного организованного наставника. Поэтому преподавателю необходимо тренировать речь, мышление и память. Для этого следует систематически нагружать себя новой информацией, закрепляя практикой теоретические знания; учиться видеть в простом прекрасное, новое, интересное и необходимое.
Каким еще отличительным качеством обладает учитель-профессионал? Он имеет глубокие познания своего и смежных предметов на современном научном уровне. Ученики могут простить преподавателю многое – сухость, придирчивость, чрезмерную строгость, но они никогда не простят незнания своего дела.

Роль психологии в преподавательской деятельности

Любой учитель прежде всего должен быть психологом. Он имеет дело с группами людей, в которых каждый человек – индивидуальная личность, требующая особого подхода. Справиться с этим невозможно без знаний психологии. Поэтому профессиональное саморазвитие педагога включает обязательное условие: изучение новейших психологических достижений, связанных с обучением и воспитанием.

Психологию личности, ее структуру и факторы формирования; возрастные особенности учеников; способы выявления задатков и способностей; общие человеческие потребности и мотивы; основы общения; тонкости межличностных отношений и прочее.

Большую роль в воспитании играет самрегуляция. В процессе обучения возникают разные ситуации, в том числе и экстренные. Специалисту нужно уметь управлять собственным психическим состояниям, чтобы действовать оптимально и осознанно при любых обстоятельствах.

Истинный «асс» педагогики владеет искусством постановки и решения поставленных задач. Он панорамно воспринимает действительность, способен быстро сориентироваться в трудных ситуациях.

Все люди проходят этапы зрелости: ранней, средней и поздней. Педагогу важно работать над собой, чтобы стать зрелой личностью и мудрым наставником. Ему следует уделять особое внимание формированию духовно-нравственных качеств воспитанников, научить их жить в гармонии с собой и другими людьми.

Учитель как творец

Профессиональное саморазвитие педагога включает творческое становление. Утверждение о том, что педагогика имеет творческую природу, стало общепринятым. Творчеством называют деятельность, порождающую что-то новое при использовании личного опыта и формировании уникальных комбинаций умения и знаний. Творческий преподаватель делает открытия, способен умудрить и ободрить.

Предмет педагогического творчества – это человек, а он всегда уникален и неповторим. Но такое творение требует руки талантливого Мастера. Поэтому педагог – это не только профессия, но прежде всего — призвание. Призванные преподаватели — высококультурны, любят экспериментировать и проводить исследования. Они разрабатывают авторские программы, владеют индивидуальным стилем работы.

По словам ученых, творческий учитель – это исследователь, обладающий соответствующим образом мышления, высоким уровнем мастерства и потребностью в профессиональном воспитании. У него развито интуитивное восприятие и критический анализ.

В творчестве педагогов появилось существенно новое направление — креативное обучение и воспитание. Происходит смена ценностных ориентаций, интуитивное освоение новых знаний и их творческое использование.

Человек, не прошедший специальную подготовку и не имеющий знаний в профессиональной сфере, не способен успешно творить. Чтобы вести работу изобретательно, нужно быть компетентным и иметь соответствующий опыт. Только тогда возможно находить оригинальные способы решения разных задач, используя воображение и полет мысли.

Подводим итоги: педагогические параллели

Напрашивается вывод, что творческий подход к делу является одним из качеств учителя-профессионала. Однако творчество – это не только преобразование опыта, но и стремление к развитию, поиски новизны, приводящие к новаторству. Таким образом, профессиональное саморазвитие педагога можно рассматривать как процесс «творения» собственной личности.
Многие передовые педагоги составляют личный творческий план, включающий список мероприятий по основным направлениям самообразования. Этот документ является сугубо индивидуальным. Такие педагоги придерживаются собственной методичной системы, которую они постоянно совершенствуют. Это высочайший уровень педагогического искусства.

Все вышеперечисленные формы профессионального саморазвития учителя служат основой его роста как специалиста. Если приступить к делу с желанием и приложить должные усилия, результаты не заставят себя долго ждать. Планомерная, систематическая и целенаправленная работа позволит значительно повысить свой профессионализм.

Авторское право © 2022 Педагогические таланты России
Свидетельство о регистрации МИНЮСТ РОССИИ № 7714058502
Роскомнадзор — МИНКОМСВЯЗИ РОССИИ СМИ ЭЛ № ФС 77 — 75452

Источник https://salid.ru/journal/uchitel-i-samorazvitie

Источник https://solncesvet.ru/blog/povyshenie-kvalifikacii/professionalnoe-razvitie-pedagoga/

Источник https://xn--80aakd6ani0ae.xn--p1ai/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B0/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: