Развиваю как могу»: как воспитать счастливого.

Содержание

Саморазвитие одаренных детей младшего школьного возраста в новых образовательных условиях

В наше время очень большое внимание уделяется процессу воспитания и саморазвития детей. Интерес ученых и педагогов к этой проблеме связан с тем, что современное поколение детей больше увлекаются новыми техническими гаджетами, нежели развивающим игрушками.

Мамы с папами и воспитатели обеспокоены тем, что сюжетно-ролевые игры дошкольников несколько примитивны по сравнению с прошлыми поколениями. Малыши совершенно не умеют и не хотят думать, саморазвитие – на низком уровне.

Компьютерные игры вызывают все больше интереса у дошкольников, где нажатием всего одной кнопочки можно выполнить любое действие (побывать в магазине, сшить одежду, построить дом и т. д.).

Многие дети, увлекшись компьютером или просмотром мультфильма, не желают оставлять свое занятие по просьбе родителей. Они становятся агрессивными, непослушными, интерес к обучению и самопознанию теряется.

Пугает однообразие игровых моментов даже пугает. Воспитатели все чаще стали замечать, что в своих играх дети воспроизводят сюжеты знакомых мультсериалов, повторяют фразы своих мультгероев.

Таким образом заинтересованность взрослых к проблеме саморазвития дошкольников на сегодняшний день вполне обоснована. Если не уделять этому внимание, то в будущем человечество столкнется с более глобальными проблемами.

Вопрос состоит в следующем: какие условия необходимо создать, чтобы сюжетно-ролевые игры могли влиять на саморазвитие ребенка-дошкольника. Чтобы решить эту задачу, стоит разобраться с терминами «развитие» и «саморазвитие».

Многие привыкли понимать развитие ребенка, как процесс его роста и взросления. В психологии это понятие рассматривается более шире, как поэтапное, закономерное изменение психических процессов, получение новых знаний, умение их использовать, стремление ко всему новому, неизведанному.

Саморазвитие – это особо важная характеристика каждой индивидуальности. Саморазвивающиеся люди – целеустремленные, способные идти к новым целям, получать новые знания, имеющие большой воспитательный потенциал.

Дети-дошкольники, способные проявить себя в творческой деятельности и увлеченные своим творчеством, могут фантазировать, сочинять, саморазвиваться, открывать свое «Я».

Саморазвивающаяся личность может решать самые разные задачи, возникающие перед ней, найти индивидуальный жизненный стиль, свободно ориентируясь в бушующем мире.

Игровая индивидуальная деятельность – это способ проявления своих способностей, выразить свои эмоции, настроение, совершенствоваться и «расти».

Ролевые игры – это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д. Сюжетные моменты игры помогают малышам освоить какие либо ситуации, события, выплеснуть свое восприятие происходящего. Это переживание ребенком разных событий, праздников, жизненных ситуаций, ссор родителей.

В процессе сюжетно-ролевых игр дети получают опыт, который необходим им на протяжении всей жизни. Имея детские игрушки, в игровой форме малыш может «пережить» неудачу, потерю, любое переживание (например, перед школой, поездкой к бабушке и т. п.).

Таким образом обычная игра – это средство, с помощью которого воспитание ребенка-дошкольника переходит в процесс самовоспитания. Поэтому воспитатели, педагоги и родители должны больше внимания уделять именно сюжетно-ролевым играм, в которых ребенок саморазвивается.

Игровые ситуации – это подготовка детей к будущему, формирование способностей, которые пригодятся им в деятельности, которую нужно будет выполнить в будущем.

Программа саморазвития Тема: «Научим детей любить книгу»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

г Москвы «Школа №1499 имени Героя Советского Союза

Ивана Архиповича Докукина»

Читайте также: Как красиво пригласить девушку на свидание: удачные фразы. Фразы для назначения свидания. Пример как не надо делать

Дошкольное отделение №7 (1247)

Автор: Эльбанова Мариет Ибрагимовна

Программа саморазвития Тема: «Научим детей любить книгу»

Цель: сформировать интерес у воспитанников к знакомству с художественной литературой.

  1. Создать благоприятные условия для формирования интереса к постоянному общению с книгой.
  2. Содействовать приобщению ребенка к литературе, убеждать родителей в том, что общение ребенка с художественной литературой должно быть ежедневным.
  3. Развивать воображение, художественные способности, творчество.
  4. Обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей в вопросах по ознакомлению с книжной культурой, детской литературой.

Сроки выполнения каждого этапа:

1этап – сентябрь, октябрь

3 этап – декабрь, январь, февраль, март, апрель

4 этап – апрель, май

Этап работыОписание
1 этап — подготовительныйСбор информации из различных источников по данной теме; определение заинтересованности родителей воспитанников по данному вопросу.
2 этап — организационныйСбор информации по данной теме, подборка и изучение литературы.
3 этап — практическийСоздание условий РППС и перспективного плана по данной теме
4 этап — обобщающийОтчет о проделанной работе.

1 этап — подготовительный

Сбор информации из различных источников по данной теме; определение заинтересованности родителей воспитанников по данному вопросу.

Актуальность Профессионально-педагогическое кредо:

«Мысль бывает светла только тогда,

когда озаряется добрым чувством»

Интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную культуру с каждым годом снижается. В дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники: телевидение, компьютер, видеопродукцию. Социологические исследования выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей, низкий уровень развития речи, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

С родителями воспитанников 2-ой младшей группы был проведен социологический опрос «Читаете ли Вы детям книги?» и анкета «Книги в Вашем доме»

Анализируя ответы можно сделать вывод, что родители воспитанников отличают важность и значимость чтения в развитии ребенка, но совместное чтение детской литературы происходит довольно редко и сложностью ритма жизни; большинство родителей (80% опрошенных) читают электронные книги; посещают библиотеку 5% семей; на первом месте компьютер (70%), телевизор (20%) и чтение книг (17%); по мнению родителей во время прочтения произведения дети испытывают эмоциональное удовлетворение (69% опрошенных); чаще всего ребенок просит прочитать сказки (45%), детские стихотворения (35%); любимые персонажи детей – современные герои мультфильмов; после прочитанного произведения обсуждают его со своими детьми 12% опрошенных родителей; дети предпочитают книге мультфильмы, компьютерные игры.

Вывод: в данной группе необходима работа не только с детьми, но и с родителями, так как не все понимают роль книги в жизни ребенка, ценности общения и сопереживания ребенка с взрослыми через книгу, роль семейного чтения.

2 этап — организационный

Сбор информации по данной теме, изучение литературы. Подготовка материально-технической базы и методическое обеспечение.

1. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001.

2. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001.

3. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6.

4. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5.

5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997.

6. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5.

7. Н. В. Гавриш, О. С. Ушакоа. Знакомим дошкольников с литературой. М: Издательство «Сфера» 2007.

8. М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. Творческий М. 2003.

9. Гурович Л.М. Ребенок и книга. – СПб.: Изд-во “Акцидент”, 1996.

10. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.

11. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. — 2007. №6..

12. Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1.

13. Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. .

14. В.Маркова, Л.Трегубова. Только книга может обогатить мир ребенка.//Дошкольное воспитание. -2009. №6.

3 этап – практический.

Перспективный план на тему: «Научим детей читать книгу»

  • Знакомство с художественной литературой

«Колобок» обр. К.Ушинского

  • НОД «Лепка Колобок — румяный бок»
  • Подбор и составление тематической картотеки художественной литературы
  • Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в библиотеку»
  • Круглый стол «Литературное воспитание ребенка в семье»
  • Папка-передвижка «Книга в жизни ребенка»
  • Акция «Подари книгу детскому саду»
  • Знакомство с художественной литературой «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской
  • Дидактическая игра «Сказки о животных»
  • Подбор и составление тематической картотеки дидактических игр
  • Консультация «Что такое дидактическая игра?»
  • Памятка «Примерный список литературы в соответствии с программой для детей 3-4 лет»
  • Знакомство с художественной литературой «Рукавичка», укр., обр. Е. Благининой
  • Дидактическая игра «Назови сказку»
  • Подбор и составление тематической картотеки подвижных игр по сказкам
  • Родительское собрание «Мы читающая семья»
  • Выставка «Моя любимая книга»
  • Знакомство с художественной литературой

«Айболит», К. Чуковский

  • НОД «Рисование. Кому помог Айболит»
  • Дидактическая игра «Узнай героя по описанию»
  • Подбор и составление тематической картотеки пальчиковых игр по сказкам
  • Мастер-класс «Как создать свою книжку-малышку»
  • Акция «Давайте поможем книгам»
  • Знакомство с художественной литературой
  • «У страха глаза велики»,
  • обр. М. Серовой
  • НОД «Путешествие по страницам книги»
  • Родительское собрание «Зачем нужны книги современным детям»
  • Папка-пердвижка «Какие сказки читать детям перед сном»
  • Участие в конкурсе «Книжка своими руками»
  • Знакомство с художественной литературой «Гуси-лебеди», обр. М. Булатова
  • Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»
  • Консультация «Как создать детскую библиотеку в домашних условиях»
  • Фотовыставка «Мы читающая семья»

4 этап – обобщающий.

Отчет по проделанной работе:

  1. Выступление с сообщением на педагогическом совете;
  2. Демонстрация НОД «Путешествие по страницам книги»;
  3. Родительское собрание в конце года;
  4. В группе создан книжный уголок, для пополнения которого провели акцию среди семей воспитанников «Подари книгу детскому саду»;
  5. Ежедневное чтение в свободное от занятий время;
  6. Участие в конкурсе родителей «Моя домашняя библиотека»;
  7. Совместное участие детей и родителей в акции «Книжка своими руками».

6 этап работы – внедренческий

Применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности и распространение положительного педагогического опыта в соответствии с запросом на него.

1. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001.

2. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001.

3. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6.

4. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5.

5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997.

6. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5.

7. Н. В. Гавриш, О. С. Ушакоа. Знакомим дошкольников с литературой. М: Издательство «Сфера» 2007.

8. М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. Творческий М. 2003.

9. Гурович Л.М. Ребенок и книга. – СПб.: Изд-во “Акцидент”, 1996.

10. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.

11. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. — 2007. №6..

12. Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1.

13. Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. .

14. В.Маркова, Л.Трегубова. Только книга может обогатить мир ребенка.//Дошкольное воспитание. -2009. №6.

Методы для воспитания дошкольника

Воспитательные действия – это формы общеобразовательного процесса совмещенные с обучением. Воспитание детей до шести лет присутствует в общественных отношениях в семье и в учреждениях дошкольного возраста.

Воспитательная методика направленна включает в себя четыре категории воспитания:

  • формирование личности – установление взглядов, суждений и оценка возникших ситуаций;
  • организация действий – общение, взаимоотношения, приобретение опыта;
  • самооценка поведения, самоконтроль и анализ своих действий;
  • мотивация и побуждение к деятельности.

Формы воспитания детей
Для результативной подготовки ребенка к новому этапу его жизни используются различные приемы и формы воспитания. Поощрение, убеждение, наказание и упражнение являются ключевыми способами воздействия на сознание, чувства и волю малыша для развития необходимых положительных качеств.

Эффективность процесса воспитания и обучения дошкольника достигается комплексным использованием всех форм организации педагогических действий.

Поощрение

Такой метод направлен на корректировку поведения ребенка. С помощью его можно научить дошкольника различать хорошие и плохие действия и понимать, что дозволено, а что нет. Поощрение укрепляет позитивные стороны поведения и мотивирует к хорошим поступкам.

Дети до шести лет восприимчивы к похвалам. Одобрительные слова придают им уверенности в себе и своих способностях. Ребенок старается быть лучше, чтобы заслужить одобрение и активно развивается, выполняя различные задания.

Поощрение для малышей – очень важное средство

Формы поощрения всегда базируются на индивидуальной особенности ребенка. Иногда для малыша лучшей наградой становиться улыбка или подбадривающие слова. Часто за хороший поступок может быть игрушка или подарок. Можно отметить достижения малыша поездкой за город или походом в кинотеатр.

Поощрение должно совмещаться с требованиями. Дошкольник должен знать, что от него ожидают и как необходимо поступать. Чтобы привить ему желание с раннего возраста чистить зубы или убирать за собой игрушки следует часто подбадривать и одобрять эти действия.

Совет родителям: любое поощрение ребенок должен заслужить своими действиями. Не следует на каждом шагу хвалить его, иначе малыш не сможет отличить, какие поступки являются правильными и важными.

Поощрение детей помогает им полноценно развиваться
Наиболее значимым является поощрение, когда дошкольник сам осознает последствия своего поступка.

Читать статью  15 вдохновляющих фильмов, пробуждающих желание что-то изменить

Наказание

Современные приемы воспитания часто исключают суровые формы воздействия на детей. Но иногда без них не обойтись. Наказание ни в коем случае не должно вредить здоровью малыша и использоваться только за конкретные проступки. Польза от такого метода может быть, только если иметь к нему правильный подход:

  • нельзя наказывать за давние проступки;
  • не ругать ребенка для профилактических целей, за нарушение дисциплины в будущем времени;
  • наказание не должно вызывать панического страха;
  • недопустимо проявлять свое неудовольствие после того как малыша уже простили;

Наказание для ребенка не должно быть страшным
Ни в коем случае не нужно путать наказание с унижением, которое нанесет только вред собственному достоинству дошкольника. Родители должны быть рассудительными, сдержанными, так как жестокость или наказание в общественном месте может привести ненависти и злобе.

Совет родителям: следует избегать наказаний, когда ребенок болеет, после пробуждения или перед сном. Не нужно карать за проступки едой.

Физические наказания недопустимы
Ребенок всегда должен понимать, за что он наказан. Родители обязаны разъяснить его вину и последствие плохого поступка.

Убеждение

Этот прием обучения и воспитания детей требует наибольших усилий. Действия родителей должны быть направлены к чувствам и сознанию ребенка. Огромное влияние при убеждении имеет пример хорошего поступка.

Чтобы достигнуть желаемого результата от данной воспитательной формы следует применять ряд правил, которые соблюдаются при общении с дошкольником:

  • объяснять ребенку нужно основываясь на определенные примеры и указывать конкретные доводы;
  • беседа должна проводиться на понятном для малыша языке;
  • убеждения базируются, только принимая во внимание все индивидуальные черты характера ребенка;
  • разговор должен иметь правильную логическую цепочку;
  • словесный разбор поступков следует проводить, разъясняя все темные и светлые стороны действий дошкольника;
  • при разговоре нужно всегда следовать всем этическим и моральным нормам.

Убеждение – одно из средств воспитания
Хоть такой прием воспитания довольно сложный, но все же он является хорошим помощником для внесения изменений в поведение и мышление малыша.

Упражнение

Данный метод основан на закреплении ребенком правильных необходимых для жизни действий. Упражнения состоит из регулярного повторения, закрепительного процесса и усовершенствования приобретенных навыков.

Упражнение не является механическим повторением действий и для его проведения необходимо:

  • сочетать повторение с примерами правильного поведения;
  • вызывать у ребенка положительные эмоции при очередном закреплении определенного действия;
  • закреплять навыки при различных обстоятельствах и в разных ситуациях;
  • давать позитивную оценку всем достижениям дошкольника;
  • поощрять проявление инициативы и самостоятельности при закрепительном процессе.

Упражнения с детьми должны быть регулярными
Упражнения проводятся как периодически повторяющиеся действия для формирования устойчивости и умения преодоления трудностей, что так необходимо для школьного обучения.

Такая воспитательная форма привлекает детей к организованному общественному процессу, который служит основой для развития привычек, навыков, старательности и терпения.

Правильное общественное поведение у детей формируется при совмещении всех приемов и методов воспитания в дошкольном возрасте.

«Развитие способности ребенка к самоопределению и самореализации».

Доклад на тему: «Развитие способности ребенка к

самоопределению и самореализации».

В нормативных документах, в стратегии модернизации содержания общего образования указывается, что целью обучения является развитие у ребенка самостоятельности, самоорганизации, инициативы, способности самообучаться, умения практически применять знания и развитие творческих способностей учащихся, стремления к самореализации и самоопределению.

На сегодняшний день главной целью педагогической деятельности можно считать создание условий для развития творческих способностей личности. Перед школой стоят очень важные задачи максимального раскрытия в человеке его самостоятельного, активного, деятельного начала, развития индивидуального своеобразного творческого потенциала, воспитания творческой личности, способностей к саморазвитию, самоопределению, самореализации. Выпускник любого класса, не зависимо от выбранного профиля, должен быть творческой личностью, однако, сейчас идет снижение познавательной и творческой деятельности учащихся. Известно, что познавательная деятельность учащихся складывается из творческой и репродуктивной частей. Они взаимосвязаны, находятся в определенном отношении, которое зависит от уровня подготовки учащегося. Развитие познавательных способностей детей в решающей степени зависит от их творческой деятельности. Развить творческие способности, воспитать творческую личность в процессе обучения очень важно, т.к. творческие способности являются базовым ресурсом цивилизации. Причем наиболее эффективной является систематическая творческая деятельность учащихся. Эпизодическая же ее форма малоэффективна. Многие ребята не стремятся по собственной инициативе без указаний и требований учителя и воспитателя принять участия в рассмотрении и обсуждении фронтальных вопросов, в дополнении и исправлении ответов товарищей, пассивны и невнимательны. Задания часто воспринимаются безразлично, плохо работают самостоятельно. Ответы лаконичные, не полные, неоригинальные. Дополнительные творческие задания выполняются только для исправления оценок. Не на должном уровне выполняются домашние задания, школьники не заинтересованы в поисках дополнительного материала и в выполнении творческих развивающих заданий.

В современной психологии существует две точки зрения на творчество.

1. Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет)

2. Наиболее распространенное определение творческого мышления основано на характеристике его по продукту.

В Большой советской энциклопедии творчество определяется как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Данный критерий применим к оценке труда выдающихся ученых, художников, которые создают, общественно значимые продукты. Но элементы творчества проявляются и у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение. Поэтому такой критерий, как общественная значимость продукта деятельности, не совсем подходит для определения творчества. А.В. Усова в своих работах отмечает, что развитие у учащихся творческих способностей — составная часть воспитания. Творческие способности человека развиваются на основе высокоразвитого мышления, глубоких знаний в специальной области, практического опыта и интереса к делу.

Творчество — это вид деятельности человека, результатом которой является идеальный или материальный продукт, обладающий новизной и общественной значимостью. Это высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Это — привнесение в мир чего-то нового.

Творчество, по определению, взятому из энциклопедического словаря, — это «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью» [«Советская Энциклопедия», 1980].Значит, творческая личность — это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту. Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности» , умственной активности; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Следует отличать объективную и субъективную стороны творчества. С объективной точки зрения творчество определяется его конечным научным продуктом, научным открытием, изобретением. С субъективной точки зрения творчество определяется самим процессом творчества, даже если конечный продукт не обладает необходимой социальной ценностью и новизной.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально.

В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными. Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения. Дети от природы любознательны и полны желания учиться.

Школа — не только место, где учатся дети. Здесь дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Жизнедеятельность учащихся, её содержание, общение и отношение детей и взрослых — естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого жизнь детей, наполненная разнообразными делами, должна быть организована так, чтобы каждый ребёнок нашёл своё дело по душе, пережил радость творческой удачи. Организации и проведению коллективных творческих дел помогает работа кружков и секций.

Дополнительное образование является неотъемлемой частью общеобразовательной системы, оно значительно обогащает содержание основного общего образования, условия для развития творческой одаренности обучающихся, их самореализации, раннего профессионализма и личностного самоопределения.

Период детства характеризуется проявлением талантов. Развитие творчества детей является одной из важнейших задач дополнительного образования. Процесс развития личности предполагает социальное становление человека, то есть формирование у него готовности к участию в сложной системе социальных отношений в экономической, политической и духовной сферах. В духовной сфере – это формирование нравственной позиции, от которой зависит дальнейшее развитие личности.

Этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и его способностей.

Целью такого образования является создание оптимальных условий для формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной и творческой личности ребенка, способной адаптироваться в современной социально-экономической ситуации.

Самостоятельный выбор форм образования, дополняясь свободой принятия решения, расширяет пространство самореализации личности. Дополнительное образование не только позволяет детям овладеть способами продуктивной деятельности, но предоставляет возможность выбирать дело всей своей жизни, проявлять в значительной мере таланты и склонности, решать проблему полезной занятости тем, что ими избрано самими.

В содержании деятельности выделяются четыре основных, тесно взаимосвязанных направления:

— образовательная деятельность – мотивация познания в освоении мира;

— творческая деятельность – мотивация творческой, поисковой, исследовательской

— социально ориентированная деятельность – мотивация самосознания «я»-

— культурно развивающий досуг – мотивация эмоционально-ценностных отношений.

Творческая деятельность – это целенаправленный процесс постоянного стимулирования ребенка к творческому самообразованию, творческому саморазвитию, творческому самовыражению. Основой творческой деятельности является сотворчество: «ребенок – педагог», способствующие самосовершенствованию, развитию одаренности и таланта ребенка.

Сущность содержания социально ориентированной деятельности понимается не только как готовность приспособиться к имеющимся социально-экономическим и профессиональным требованиям, но и как постепенное формирование его готовности ориентироваться в новых социально-экономических условиях, способности отыскивать для себя новые смыслы жизни и таким образом обеспечивать свое полноценное развитие.

Основными средствами формирования профессионального самоопределения учащихся являются:

— развитие социально значимых интересов, склонностей и способностей;

— профессиональная консультация и социально-профессиональная адаптация.

При этом социальное самоопределение представляется как «я» – концепция индивидуальности, отражающая его понимание, переживания и намерения, предметные действия в конкретных социальных условиях. Самоопределение личности осуществляется в единстве жизненного и личностного самоопределения.

Образование выступает как средство социальной безопасности, как способ выживания в условиях постоянного выбора: «Познай свои возможности, развивай свои способности, научись их реализовывать на всех стадиях проектирования и закрепления, на всех этапах собственной деловой карьеры».

Культурно — досуговая деятельность базируется на избирательности и добровольности участия детей, наполнении активно-деятельным содержанием свободного времени ребенка, формировании чувства принадлежности к социальному культурному развитию, способности к ценностно-ориентационной деятельности через досуг. Формы культурного досуга – фестивали, конкурсы, творческие встречи, смотры, праздники и др.

От человека любознательного к человеку увлеченному, человеку, исследующему до всесторонне развитой, функционально грамотной, интеллигентной личности, способной к сотрудничеству — этапы, что способствует реализации поставленной цели.

«Развиваю как могу»: как воспитать счастливого.

Когда пора задумываться о саморазвитии ребенка? Когда он только родился, или когда впервые оказался в песочнице, в школе? Хочется дать ему как можно больше, но при этом не задавить гиперопекой. Как развивать непоседу, чтобы он чувствовал себя свободным и счастливым? Об этом и пойдет речь.

Что влияет на саморазвитие личности ребенка ?

01.jpg

Чтобы ребенок стал гармоничной личностью и был уверенным в себе, безусловно, нужно любить его. Это вы прекрасно понимаете. Но давайте посмотрим, что еще формирует маленького человечка. На что родителям следует обратить внимание?

1. Опыт отношений

Этот начинается с семьи. Малыш видит, как ведут себя взрослые: что говорят и как поступают. И этот опыт закладывается автоматически. Незаметно для себя ребенок копирует поведение родителей.

Если родители часто ссорятся и манипулируют друг другом, для ребенка эта картина мира условно правильная. В дальнейшем он будет практиковать схожие «приемчики» при построении отношений.

Так что роль родителей в саморазвитии ребенка наиглавнейшая. Показывайте своим примером, как важно заботиться друг о друге, слышать и сопереживать. Например, если вы постоянно «пилите» мужа и во всем его контролируете, возможно, ваша дочь возьмет эту модель поведения за образец. А у сына возникнут проблемы с самостоятельным принятием решений.

2. Преодоление трудностей

Большинство родителей стремятся оградить свое чадо от лишних сложностей. Если малыш упал, испуганные мамочки тут же спешат на подмогу. Забрали игрушку на площадке — мама тут как тут. Обидел в школе одноклассник — папа идет разбираться. Наверняка, вы понимаете, что будет в итоге.

Ребенку с малых лет необходимо показывать, что он сам вполне может решить свои проблемы. Не все, конечно же. Но вот завязать шнурки или дотянуться до выключателя вполне посильные задачи.

Когда маленький человек преодолевает препятствия, он не просто становится сильнее. Он накапливает в себе дополнительные ресурсы для достижения результата.

Так что, если вас волнует тема саморазвития и воспитания детей, позволяйте своему ребенку справляться самостоятельно с трудностями. Но не путайте, пожалуйста, данный процесс с «достигаторством» любой ценой. Это является одной из главных детских проблем. Подробнее об этом читайте в статье «Мы же нормальные выросли!» Топ-7 родительских ошибок».

3. Семейные традиции

Это все то, что создает особую атмосферу дома. Начиная от распорядка дня, заканчивая пополнением домашней библиотеки. Уточним, что традиции должны порождать в ребенке лишь положительные эмоции.

Пример. Когда папа каждый день после работы ложится на диван, попивая пивко — это не традиция. А вот когда папа по выходным берет сына на велопрогулку — это хорошая традиция и развивает в ребенке лучшие качества .

Если у вас в семье пока нет особых традиций, самое время создать! Рисование новогодних открыток, походы с палатками, рыбалка по выходным и т.д.

4. Свобода выбора

Ваша задача — создать условия для самореализации ребенка. Внимательно наблюдайте за своим чадом: что он любит, к чему больше тянется и помогайте ему развиваться в этом направлении. Ведь многие родители грешат тем, что навязывают свои нереализованные желания.

Читать статью  Психология саморазвития: жизнь – это процесс. Выбираем направление!

Помните, что все перечисленные факторы важны буквально с пеленок. Уделяйте им особое внимание, не говорите что-то вроде: «Потом наверстаем». А что и как делать, разберем ниже.

Методы саморазвития ребенка

02.jpg

1. Игры

Все дети любят играть. С помощью игры они познают мир, себя и окружающих. Очень многие задачи можно решать играючи. Каждая забава развивает отдельные способности у непоседы. Например, подвижные игры тренируют координацию и ловкость, укрепляют иммунитет.

Строительные игры полезны для развития конструктивных навыков. Строить можно из чего угодно. И, кстати, чем больше развита фантазия ребенка, тем разнообразнее подручный материал. Замечали, что у многих детей в ход идут ложки, стаканы, стулья?

А еще понаблюдайте, когда крохи устраивают сюжетно-ролевые игры. Это одна из лучших техник саморазвития ребенка. Дети импровизируют, моделируют бытовые ситуации, учатся принимать решения и общаться.

2. Творчество

Ранний возраст — это лучший период, когда пора заняться развитием творческого потенциала. Ведь именно малыши проявляют любопытство практически ко всему на свете. Они с радостью берутся за любое занятие.

У каждого ребенка есть определенные творческие задатки от природы. Но сами по себе они не совершенствуются. Так что ваша задача — раскрыть эти способности и направить в нужное русло.

Есть и другая сторона медали. Молодые мамочки часами готовы изучать интересные сайты для саморазвития. Для детей они выбирают, все что сейчас модно: от грудничкового плавания до курсов робототехники. Пожалуйста, не перегибайте палку. Учитывайте и потребности малыша.

3. Общение

Хотя век цифровых технологий внес свои коррективы в процесс коммуникации, живое общение ничем не заменить. Увы, но современные дети раньше осваивают игры на планшете, чем правильную речь.

Совет . Говорите с детьми с самого рождения. Обо всем, что видите, что происходит. А еще возьмите за правило делиться с сыном или дочкой своими переживаниями, эмоциями. Не обесценивайте свои чувства. Вы не только мама а живой человек со своими интересами и заботами.

К слову, если вы устали крутиться как белка в колесе, устройте себе перезагрузку. Пройдите курс «Секреты женского счастья» в Тренинговом центре Павла Ракова.

И еще момент. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками. У него должны быть друзья. Благодаря окружению, он учится отстаивать свои личные границы, сопереживать, принимать решения.

Как развивать в ребенке самостоятельность?

03.jpg

Заботливые родители, сдувающие пылинки со своего крохи, рискуют вырастить инфантильного и неприспособленного человека. Чтобы этого избежать, нужно с на каждом этапе жизни ребенка помогать ему быть самостоятельным.

Дошкольный возраст

Простой способ для саморазвития ребенка-дошкольника — предоставить ему право выбора. Например, как проводить свое время. Предлагайте варианты: погулять на детской площадке или слепить снеговика. Построить город из конструктора или нарисовать дом. Не стоит постоянно диктовать непоседе, чем ему заняться.

Начальная школа

На этом этапе можно предложить и более глобальные решения. В каких мероприятиях участвовать. Чем питаться, чтобы быть здоровым и т.д. Но и смысл фразы «Решать тебе» для школьника приобретает уже иной подтекст.

Чтобы не было эффекта вседозволенности, разговаривайте примерно так: «Я понимаю, что ты очень хочешь пойти на премьеру фильма. Но давай сначала я тебе расскажу обо всех плюсах и минусах этого похода. А потом ты сам примешь решение».

Средняя школа

Примерно в 8-9 классе дети начинают всерьез задумываться о будущей профессии. Иногда родителям непросто смириться с выбором подростка. Они считают, что лучше разбираются в жизни, начинают «грузить» авторитетом.

Как правильно? Проштудируйте вместе с ребенком информацию о выбранной профессии, изучите все нюансы, подводные камни. Обсудите, как он видит свое будущее. Без назиданий.

Старшие классы

Не все родители спешат сказать старшекласснику: «Решай сам». Есть страх, что подросток наломает дров, попадет под влияние сверстников. Поэтому все больше мам и пап выбирают запреты вместо компромиссов. Лишь бы их чадо не попало в беду.

Выход есть: разговаривайте с сыном или дочерью, выстраивайте доверительные отношения, без ультиматумов и истерик. Обязательно хвалите подростка, поддерживайте его, и вы избежите многих проблем.

P.S. Даже если пока не все получается, не переживайте. Идеальных родителей не бывает, впрочем как и идеальных детей. Самое главное, что вы можете дать своему ребенку — любовь. Приумножайте ее и вдохновляйте самого родного человечка на большие и маленькие победы. За вдохновением для себя заходите в раздел «Женское предназначение» .

В Летнем лагере мы объединили 3 мощных тренинга Павла Ракова, направленных на развитие тела, души и разума

Каким образом ролевые игры влияют на саморазвитие детей?

В наше время очень большое внимание уделяется процессу воспитания и саморазвития детей. Интерес ученых и педагогов к этой проблеме связан с тем, что современное поколение детей больше увлекаются новыми техническими гаджетами, нежели развивающим игрушками.

Мамы с папами и воспитатели обеспокоены тем, что сюжетно-ролевые игры дошкольников несколько примитивны по сравнению с прошлыми поколениями. Малыши совершенно не умеют и не хотят думать, саморазвитие – на низком уровне.

Компьютерные игры вызывают все больше интереса у дошкольников, где нажатием всего одной кнопочки можно выполнить любое действие (побывать в магазине, сшить одежду, построить дом и т. д.).

Многие дети, увлекшись компьютером или просмотром мультфильма, не желают оставлять свое занятие по просьбе родителей. Они становятся агрессивными, непослушными, интерес к обучению и самопознанию теряется.

Пугает однообразие игровых моментов даже пугает. Воспитатели все чаще стали замечать, что в своих играх дети воспроизводят сюжеты знакомых мультсериалов, повторяют фразы своих мультгероев.

Таким образом заинтересованность взрослых к проблеме саморазвития дошкольников на сегодняшний день вполне обоснована. Если не уделять этому внимание, то в будущем человечество столкнется с более глобальными проблемами.

Вопрос состоит в следующем: какие условия необходимо создать, чтобы сюжетно-ролевые игры могли влиять на саморазвитие ребенка-дошкольника. Чтобы решить эту задачу, стоит разобраться с терминами «развитие» и «саморазвитие».

Многие привыкли понимать развитие ребенка, как процесс его роста и взросления. В психологии это понятие рассматривается более шире, как поэтапное, закономерное изменение психических процессов, получение новых знаний, умение их использовать, стремление ко всему новому, неизведанному.

Саморазвитие – это особо важная характеристика каждой индивидуальности. Саморазвивающиеся люди – целеустремленные, способные идти к новым целям, получать новые знания, имеющие большой воспитательный потенциал.

Дети-дошкольники, способные проявить себя в творческой деятельности и увлеченные своим творчеством, могут фантазировать, сочинять, саморазвиваться, открывать свое «Я».

Саморазвивающаяся личность может решать самые разные задачи, возникающие перед ней, найти индивидуальный жизненный стиль, свободно ориентируясь в бушующем мире.

Игровая индивидуальная деятельность – это способ проявления своих способностей, выразить свои эмоции, настроение, совершенствоваться и «расти».

Ролевые игры – это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д. Сюжетные моменты игры помогают малышам освоить какие либо ситуации, события, выплеснуть свое восприятие происходящего. Это переживание ребенком разных событий, праздников, жизненных ситуаций, ссор родителей.

В процессе сюжетно-ролевых игр дети получают опыт, который необходим им на протяжении всей жизни. Имея детские игрушки, в игровой форме малыш может «пережить» неудачу, потерю, любое переживание (например, перед школой, поездкой к бабушке и т. п.).

Таким образом обычная игра – это средство, с помощью которого воспитание ребенка-дошкольника переходит в процесс самовоспитания. Поэтому воспитатели, педагоги и родители должны больше внимания уделять именно сюжетно-ролевым играм, в которых ребенок саморазвивается.

Игровые ситуации – это подготовка детей к будущему, формирование способностей, которые пригодятся им в деятельности, которую нужно будет выполнить в будущем.

С чего начать

Саморазвитие — это не уступка. Нельзя назвать саморазвитием воздержание от кусочка торта, потому что это отрицательно скажется на фигуре, или работу без выходных и перерывов с единственной целью — заработать миллион. Не стоит обманываться, ведь всё это — лишь шестерёнка в огромной системе саморазвития. Начинать менять что-то нужно в каждой сфере жизни, не поддаваясь никаким уступкам и соблазнам. Проблемную сферу жизни можно определить с помощью теста. О том с чего начинать саморазвитие мы рассказываем в этой рубрике.

  1. Расписание: создание распорядка дня, которое структурирует жизнь, определив место для работы, творчества и отдыха.
  2. Работа: построение карьеры в том направлении, которое привлекает больше всего.
  3. Деньги: достижение финансового изобилия без физических, психологических и моральных жертв.
  4. Управление: контроль над собственной жизнью без расчёта на судьбу, самостоятельное принятие решений.
  5. Правда: принятие реальности, избавление от фальши, иллюзий и лжи.
  6. Ум: самостоятельное мышление и проявление креативности.
  7. Мужество: преодоление страха.
  8. Мощь: построение мотивации и дисциплины, которые помогут в достижении поставленных целей.
  9. Здоровье: привитие «здоровых» привычек, укрепление тела.
  10. Духовность: душевное спокойствие, осознанная жизнь в гармонии с самим собой.
  11. Любовь: улучшение способности единения с собой и другими.
  12. Отношения: нахождение наслаждения и покоя во взаимоотношениях с близкими людьми.
  13. Единение: понимание того, что мир — не враг, а союзник.

Саморазвитие одаренных детей младшего школьного возраста в новых образовательных условиях

Актуальность саморазвития одаренных детей младшего школьного возраста продиктована изменениями в образовательном пространстве страны. Переход к новым образовательным стандартам несет за собой ряд проблем, которые обсуждаются во всей стране. Существуют сомнения в целесообразности нововведений.

Портрет выпускника продиктован стандартам требованиями современного общества. Мобильная, активная, креативная, всесторонне развитая, способная адаптироваться к любым изменениям личность — вот что необходимо России.

В новых образовательных стандартах существенно изменились требования к образовательной среде, в связи с тем, что у нее были другие цели и задачи, характерные «старому» обществу. Мир не стоит на месте, постоянно происходят изменения, образовательная среда не в силах справиться с новыми требованиями, целесообразно вносить коррективы. Ведется разработка современных способов формирования, функционирования и развития образовательной среды, которая будет направлена на создание условий для развития креативной личности.

В средствах массовой информации ведутся споры об образовании одаренных детей. Конечно, в условиях новых образовательных стандартов эта проблема не может остаться в стороне. Одаренные дети представляют собой огромный интерес для будущего развития общества, ведь они обладают способностями в различных видах деятельности. В настоящее время существует много программ и проектов для сопровождения и поддержки одаренной молодежи, но нет четкой системы для работы. Каждое образовательное учреждение, не смотря на усилия государства, справляется своими силами и не всегда хватает времени и терпения для подобного рода действий. Личность развивается в процессе самореализации. Так часто можно встретить не по годам развитых малышей, имеющих незаурядные способности, спустя годы, все это улетучивается, и остаются лишь рассказы родителей о прекрасном «особом» ребенке. Перед школой стоит задача помочь одаренному ребенку реализовать себя, для того, чтобы их способности не угасли, а продолжали развиваться.

Поддержка и развитие одаренных детей — одна из главных задач начального образования. Дети должны самостоятельно (при помощи родителей, законных представителей) выбирать дополнительные образовательные курсы, не зависимо от того какая образовательная программа в учреждении, где он обучается. Для учителей школ приоритетными должны быть интересы, познавательные потребности, психологические особенности обучающихся. Новые образовательные условия ставят перед учителями ориентир на предоставление возможности личности развиваться, реализовывать свои способности и образовательные потребности.

Считается, что только 1 процент людей в течение своей жизни реализуют свои способности. Школа должна обеспечить самореализацию каждому ребенку. И для этого у нее есть все шансы. Обучающийся должен верить в себя, иметь адекватную самооценку и уметь извлекать полезную информацию из любых ситуаций. Важно научить детей учиться и, видеть результаты своей работы [5]. Современная школа старается ориентироваться на раскрытие различных способностей обучающихся, но если этого не происходит, то уже у младших школьников наблюдается спад их активности. И причина этого в том, что школа не создает определенные педагогические условия для развития одаренных детей. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении урочной и внеурочной деятельности.

Начинать работу с одаренными детьми в школе необходимо с их выявления. В связи с этим возрастает роль социолога и психолога школы, которые помогают педагогам выявить потенциальные возможности обучающихся. Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить различные способности и интересы обучающихся. Способных детей можно определить уже в начальных классах, далее их необходимо развивать, поддерживать и направлять. Например, во время урочной деятельности давать одаренным детям задания исследовательского характера, проанализировать что-либо, сделать вывод. Предлагать задания по выбору, что позволит детям выбрать свой уровень сложности и быть успешным в обучении [2].

Необходимо учитывать психологические особенности одаренных детей, важно создавать на уроках ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, сравнением, обобщением, аналогией. Данная технология позволяет организовать активную самостоятельную деятельность обучающихся, в результате чего происходит творческое овладение универсальными учебными действиями и развитие мыслительных способностей [1].

Одаренные дети часто опережают в своем развитии одноклассников, они быстрее остальных усваивают учебный материал. В классе, на уроке они требуют индивидуального подхода, особой системы обучения. Одаренный ребенок должен самореализовываться, погружаться в работу с полной отдачей, активно мыслить и делать для себя открытия. На уроках одаренный ребенок должен совершенствовать свои знания по всем предметам, повышать уровень мотивации, развивать свои способности, как интеллектуальные, так и творческие, становиться исследователем, реализовывать себя. Выполнение всех этих условий является целью для учителя.

Для решения обозначенной цели учитель в своей работе может использовать: частично-поисковый метод работы, в который включается поисковая деятельность, различные задания творческого характера, логические задачи и нестандартные задания; исследовательский метод, содержащий научно-исследовательскую деятельность, работу с дополнительными источниками информации; проблемный метод и проективный.

Для работы на уроках необходимо использовать разнообразные формы работы. Нетрадиционные уроки прекрасно дополняют учебный процесс, дети с удовольствием обучаясь играют. К таким урокам относятся: урок-КВН; урок-творческая мастерская урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская. Классно-урочная форма работы в рамках ФГОС НОО, должна включать больше работы в парах и малых группах [4]. Это позволяет детям прислушиваться к чужому мнению, находить компромиссы и развивать коммуникативные навыки. Новые образовательные условия предлагают для детей разноуровневые и творческие задания, каждый обучающийся сам оценивает свои силы, учитель лишь корректирует его выбор. Формой работы представляется и ролевая игра. Так же в работе необходимо использовать консультации, проводимые как учителем для одаренного ребенка, так и проводимые одаренными детьми для слабоуспевающих детей [6].

Читать статью  Учитель и саморазвитие: три кита педагогики и психология

Чтобы процесс обучения стал более продуктивным, учителю необходимо придать уроку творческий, занимательный характер. На занятиях необходимо использовать различные информационные технологии: Интернет, компьютерные диски по предметам, электронные энциклопедии и приложения к учебникам, аудио и видеозаписи, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

Современная система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы, составлять планы и алгоритмы, а так же находить выход из любой ситуации.

Работать с одаренными детьми во время уроков недостаточно и тут нам на помощь приходят ФГОС НОО. В них прописано, что обучающиеся должны участвовать во внеурочной деятельности. Она организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание направлений каждая школа выбирает самостоятельно, предлагая родителям и ученикам на выбор программы. Каждый родитель (законный представитель) заполняет заявление с указанием выбранных дополнительных занятий. Недельная нагрузка ребенка по внеурочной деятельности не должна превышать десяти часов [4].

Данный вид деятельности помогает в самореализации, самоутверждении обучающихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа открывает новое пространство, в котором дети могут развиваться творчески, интеллектуально, могут реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые часто остаются незамеченными во время уроков. Все это создает благоприятные условия для достижения успеха, что, несомненно, положительно сказывается на учебе [3].

Во время внеурочной деятельности учитель, может включать одаренного ребенка в различные виды деятельности, развивая его в своем направлении. Ребенок может оказаться, как в центре событий и выделиться среди одноклассников, так и посоревноваться с достойными конкурентами из параллельных классов.

Ориентация внеурочной деятельности на личность воспитанников активизирует их самореализацию, обеспечивая защиту от подавления, угнетения, оскорбления достоинства, собственных комплексов, а так же психолого-педагогическую поддержку индивидуального развития, психологического здоровья. Этому же способствует безоценочный характер внеурочной деятельности, обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями, свобода творческого самовоплощения в деятельности, многообразие курсов внеурочной деятельности, удовлетворяющих разнообразные интересы детей, возможность их сочетания, коррекции в процессе освоения, гибкость, профильность, разнообразие, индивидуализация форм и методов, используемых учителями и педагогами дополнительного образования.

Основная задача учителя — так построить весь образовательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить основу для того, чтобы эти способности были реализованы.

Принципиально значимым в организации образовательного процесса с одаренными детьми является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Эти технологии получили распространение в начальных классах, успешно используются на все учебных предметах. Так же необходимо предлагать задания по поиску информации, что позволяет одаренным детям легко ориентироваться в окружающем мире, и выходить из ситуации затруднения, недостатка знаний.

Все вышесказанное — это всего лишь краткое описание работы с одаренными детьми. Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата различными идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Правильно организованная и систематически осуществляемая деятельность по сопровождению одаренности развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно — исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одаренными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятой нормы, поиск нового способа решения.

1. Бакетова З. Н. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы / З. Н. Бакетова. // Завуч. — 2008. — № 7. — С. 83–87.

2. Перфильева М. А. Направления работы с одаренными детьми в начальной школы. www.prodlenka.org

3. Степичева И. А. Одаренные дети: особенности работы с ними. // Педагогические науки / И. А. Степичева. // Педагогические науки. — 2009. — № 2. — С.49–50.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

5. Шелковская В. М. Поддержка и развитие одаренных детей в урочной и внеурочной деятельности / В. М. Шелковская. // Одаренный ребенок. — 2012. — № 4. — С.80–84.

Способности, склонности и задатки

Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. У одного отличный музыкальный слух, тело другого очень гибкое и легкое, третий с младенчества выделяется нестандартным мышлением. Такие генетические предпосылки называются задатками.

Дети интуитивно чувствуют, в какой деятельности им удается достигать высоких результатов легче всего. Они с увлечением осваивают эту область, отдают ей явное предпочтение. Такая избирательность в выборе занятий получила название «склонности». Обычно заметить их можно в возрасте 4-5 лет.

На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности. Однако, если малыш родился в неблагоприятных условиях, его таланты могут никогда не проявиться. Способности детей дошкольного возраста важно вовремя замечать и поддерживать. Вряд ли бы Моцарт достиг столь выдающихся результатов, если бы в его доме не было ни одного музыкального инструмента.

Средства и методы умственного воспитания

Умственное воспитание ребенка дошкольного возраста значительно облегчит ему переход к школьной жизни. Для этого следует с малых лет развивать детскую любознательность и мышление.

Также необходимо регулярно вырабатывать речь, тренировать память и внимание.

Умственное развитие – главная задача родителей

Дошкольник первым делом в шесть лет должен уметь:

  • точно повторять движения и копировать узоры;
  • разукрашивать соответствующими цветами и картинки и четко обрисовывать контуры;
  • рассказывать выученные наизусть небольшие стихотворения и пересказывать содержимое прочитанной ему книжки;
  • различать формы предметов и их соотносительное количество – больше, меньше;
  • знать о себе всю необходимую информацию – место проживание, имя, фамилию и отчество.
  • разбираться во временах года и времени суток.

В дошкольном образовании многое зависит от родителей, которые могут использовать различные средства обучения для подготовки к школе. Популярными действующими приемами являются:

  • развивающиеся игры, которые формируют у детей различные умения и знания;
  • общение, чтение книг и изложение всей информации об окружающих предметах.

Развивающие игры – средство умственного развития
Можно определить малыша в дошкольное учебное заведение или водить на занятия с профессионалами, где по разработанной методике проведут подготовку к школе.

Совет родителям: правильное развитие ребенка происходит в семьях, где правит согласие и взаимосвязь. Необходимо не только всегда высказываться вслух свои мысли и проявлять свои чувства, но и уметь выслушать.

Особенности дошкольного возраста

Развитие детей от рождения до зачисления в школьники происходит поэтапно. Изначально ребенок находиться в своем маленьком мире. Он интересуется вкусовыми качествами окружающих предметов, старается распознавать различные ароматы, совершает первые шаги и начинает выговаривать слова.

Далее следует дошкольный возраст, который обусловлено, делится на три периода:

  1. Младший – дети от трех до четырех лет. В это время происходит зарождение собственного «я». Ребенок уже знает, к какому относится он и окружающие. У него вырабатывается координация движений и мелкая моторика.
  2. Средний – дети от четырех до пяти лет. Период отмечается появлением мысленных действий с конкретными понятиями. У ребенка развивается самосознание и начинает сформировываться характер. Также разрабатываются сложные двигательные функции.
  3. Старший – дети от пяти до семи лет. В этом возрасте дошкольник начинает усиленно мыслить, распознавать свои обязанности и права, контролировать эмоции и поведение. Ребенок ловок и подвижен и легко поддается обучению.

3 периоды дошкольного возраста
Следующей ступенью формирования становиться школа. Как проявит ребенок себя в коллективе, насколько интересно будет для него обучение, что станет важным в этот период – во многом все зависит от дошкольной подготовки.

Ключевые новообразования дошкольного возраста

Совет родителям: формирование психики ребенка происходит от трех до четырех лет и очень важно в этот момент быть примером для малыша. От поступков родителей зависит дальнейшее установление целеустремленности, независимости и личности.

Воспитание ребенка

Секреты развития самодисциплины у ребенка

Умение контролировать эмоции поможет ребенку добиться успеха во многих жизненных сферах

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Поделиться
  • Подписаться на новости

Самоконтроль или же самодисциплина – это способность контролировать свои импульсы для достижения жизненных целей. Иными словами, благодаря самодисциплине мы отказываемся от того, чего хотим в данную минуту, ради достижения более важной цели в будущем.

Важность самодисциплины

Дети учатся самоконтролю, когда родители устанавливают им границы. Но делать это следует с любовью и сочувствием. Поэтому каждый раз, когда ребенок сознательно отказывается от того, чего хочет, он учится контролировать импульсы. В его мозге создаются новые нейронные связи, которые укрепляются каждый раз при проявлении самодисциплины.

Каждому ребенку нужны ограничения. Если ему всё разрешать и выполнять все его желания сиюминутно, у него не будет развиваться самодисциплина, поскольку он не будет учиться сдерживать импульсы ради более значимой цели.

Представьте, что ваш сын тренируется попадать мячом в баскетбольную корзину. Он бросает мяч снова и снова. Он мог бы сесть и отдохнуть, но больше всего он хочет забросить мяч. Мотивация к достижению цели – хороший способ для ребенка развить самодисциплину.

Как тренировать самодисциплину

Важно устанавливать границы, при этом оставляя ребенку выбор. Ограничения в качестве наказания не учат ребенка самоконтролю, потому что в этом случае контроль приходит извне, у малыша просто нет выбора. Даже если он будет делать то, что вы от него хотите, о развитии самоконтроля не может быть и речи.

Почему же сочувствие так важно? Потому что так ребенок меньше сопротивляется ограничениям. Конечно, они могут не нравиться малышу, но он чувствует, что вы относитесь к нему с пониманием. Он знает, что вы на его стороне. Поэтому он не отстаивает то, что хотел – ему важнее сохранить эмоциональную связь с вами. Он выбирает контролировать свои импульсы и принимает ваши ограничения, вписывает их в свою систему правил.

Именно так ребенок усваивает правила и ценности. Всё начинается с эмоциональной связи – он хочет порадовать вас, и при этом ему не нужно идти против своих принципов. Со временем ребенок начинает видеть себя как человека, который чистит зубы, делает уроки, всегда говорит правду и помогает окружающим. Он может использовать дисциплину для достижения собственных жизненных целей. И это делает его уверенным в себе, счастливым и дружелюбным.

Поскольку ребенок принимает и усваивает ограничения из-за эмоциональной связи с вами, важно сохранять эту связь. Проявляйте сочувствие, даже если вам приходится в чем-то отказывать ребенку.

Как же проявлять сочувствие, устанавливая ребенку ограничения? Сочувствие – это принятие точки зрения другого человека. Вот несколько примеров, как можно сочетать сочувствие и ограничения:

  • «Ты любишь бегать? Ты можешь сколько угодно бегать по траве. Но по проезжей части бегать нельзя: там ездят машины. Можешь взять меня за руку, или я понесу тебя. Когда мы дойдем до детской площадки, ты опять сможешь бегать».
  • «Я вижу, как ты зол на брата. Злиться – это нормально, но драться нельзя. Пойдем, скажешь брату, что ты на него злишься. Я помогу тебе».
  • «О, ты смотришь фотографии с праздника? Прекрасно. Но мы договорились, что сначала ты должна сделать уроки. После этого ты можешь зайти в Интернет и посмотреть фотографии. Я понимаю, что тебе трудно терпеть так долго. Но ведь всегда приятно оставлять что-то хорошее напоследок».

Устанавливая ограничения, будьте последовательны. Иногда необходимо установить новые правила. Главное, чтобы ограничения не сбивали ребенка с толку. В каждой семье должны быть какие-то приоритеты (безопасность, здоровье, уважение друг к другу, семейные ценности). Разумеется, ограничения должны им соответствовать.

Необходимо расставлять приоритеты и иногда отказываться от своих ожиданий от ребенка. Он развивается, как все люди, и не может быть идеальным. И ваши отношения с малышом должны строиться на близкой связи, а не на ограничениях и фрустрации. Если вы часто говорите ребенку «нет», это ослабляет вашу связь с ним, а это, в свою очередь, мешает ему развивать самодисциплину.

Рейтинг статьи: 4.92

из 5 на основе
13
оценок.

  • ▶ В чем для ребенка значение самодисциплины?
  • ▶ Как приучить ребенка к дисциплине
  • ▶ Ответственность и дети: советы родителям
  • ▶ Неэффективное дисциплинирование детей
  • ▶ Больше статей о воспитании детей

Развитие ребенка 31.08.2017

Как этого достичь

На первый взгляд всё это может показаться трудноосуществим и просто-напросто нереальным, но на самом деле способности к саморазвитию есть у каждого человека. Конечно, трудно в одно мгновение избавиться от вредных привычек и стать успешным человеком, но главное — начать, и верный способ — это медитация.

Медитация способствует качественному физическому и психологическому расслаблению, усиливает способности к контролю эмоций и страха, концентрации внимания и воли, помогает избавиться от вредных привычек — достаточно будет лишь сорока минут в день. Это практика, доступная каждому человеку и не требующая каких-то особых условий на пути саморазвития. Для этого вовсе не обязательно переезжать в Тибет, заниматься медитацией можно даже по дороге на работу или учёбу, находясь в общественном транспорте.

Возникновение потребности в саморазвитии

Движущей силой, толкающей человека на путь саморазвития, является неудовлетворённость существующей ситуацией и постоянно возникающие потребности личности, требующие логического разрешения. Помимо этого, к наиболее распространённым факторам, побуждающим индивида к саморазвитию, относят:

Источник https://knyazhinskaya.ru/drugoe/samorazvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Источник https://pavelrakov.com/articles/zhenskoe-prednaznachenie/razvivayu-kak-mogu-kak-vospitat-schastlivogo-rebenka-/

Источник https://gabysheva.ru/samorazvitie/sposobnost-samorazvitiya-rebenka.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: